Газета,
которая объединяет

Опять по шпалам?

Рубрика: Колумнистика№ 39 (1614) от
Автор: Сергей Попов

По моим наблюдениям, самые обсуждаемые темы последнего времени – «посадят ли Навального?» и «реанимируют ли трамваи в нашем городе?». Трамвайную тему, конечно, мусолят с тех памятных пор, когда несколько городских магистралей в массовом порядке лишились рельсов. Но дела не так давно минувших дней, а именно – заявления нашего губернатора, поспособствовали новым виткам старых споров.

Напомню, в конце марта Алексей Гордеев провел рабочую встречу с председателем совета директоров ЗАО «МГЦ­-групп» («МостГеоЦентр») Сергеем Остапенко. Обсуждали предложения по развитию в Воронеже легкорельсового пассажирского транспорта, в частности – скоростной трамвайной сети. Сергей Остапенко сообщил, что группа компаний «МостГеоЦентр» разработала схему, согласно которой предлагается ввести в эксплуатацию семь наземных и подземных маршрутов скоростного трамвая. По замыслу проектировщиков, линии свяжут между собой все основные жилые районы Воронежа, что позволит улучшить дорожно-­транспортную ситуацию в целом.

В свое время «классовая борьба» в спорах с автомобилями за жизненное пространство уничтожила рельсовый транспорт, что на тот момент воспринималось достаточно позитивно. Хотя нашлись и те, кто говорил: не успеете, мол, оглянуться – все вернут на круги своя. Впрочем, конкретики по рельсовому «камбэку» пока нет. А если и будет – то наверняка появятся совсем не те трамваи, какими мы их знали…

Зато перед глазами другой наглядный пример: воскресить собираются некогда существовавший (и бывший чрезвычайно популярным) троллейбус, следовавший, в частности, по Новосибирской. В соответствии с новой схемой маршрутов он должен появиться вновь: троллейбус №9 сообщением «Машмет – Железнодорожный вокзал» фактически заменит безвременно ушедший 121­-й автобусный маршрут. Это – к слову о «хорошо забытом старом».

Думается, скоростные трамваи способны стать той самой палочкой­-выручалочкой, которой жизненно не хватает городу в часы пик. Когда движение на самых популярных улицах приближается к отметке 0 километров в час. Могучая сила дребезжащих вагончиков обусловлена тем простым обстоятельством, что они, в отличие от автотранспорта, не стоят в пробках.

Даже в эпоху «тихоходных» трамваев такой способ передвижения по Воронежу вполне успешно выдерживал конкуренцию с автобусами и только набиравшими популярность маршрутками. Что на левом берегу, что на правом: востребованность «вагонов» была очевидной. Сопоставьте факт с количеством маршруток и личных авто десять лет назад! Если и тогда на трамваях активно ездили, то при теперешних пробках, по идее, пассажиры должны трамваи просто­-таки оккупировать.

По времени это будет выгодно: скоростной трамвай отличается от обычного тем, что его линии полностью изолированы от уличного движения и от пешеходов. То есть – он не зависит от пробок. И от несознательных автомобилистов, не знающих ПДД в части взаимодействия с трамваями (а таких личностей – хватает). Причем маршруты предполагаются не только с наземными траекториями, но и с подземными. Вместо метро, которого в нашем городе теперь уже точно ждать не стоит.

К слову, маршрутчики конкуренции с трамваем явно не обрадуются. Они друг друга­-то норовят оставить с носом, постоянно устраивая гонки. А тут – и вовсе могут объединиться перед лицом старого­нового классового врага. Как? Найдут способ!

Но вот кто оплатит всю эту рельсовую роскошь? Пока – неясно. Гордеев и Остапенко сошлись во мнении о необходимости тщательной проработки обеими сторонами финансово­правовой модели представленного плана.

Дороговизна проекта намекает на нескорое его воплощение. В Интернете называют более­менее конкретный срок – 2020 год. Реально ли? Думается, да. Если плотно заниматься вопросом и как следует вложиться в инфраструктуру – вероятно, получится даже быстрее. А то ведь неизвестно, насколько увеличится личный автопарк воронежцев через семь лет. Может, город превратится в одну сплошную пробку и передвигаться по нему станет возможным разве что на вертолете.