Газета,
которая объединяет

Урок Сагры

Сагра, финал суда. Эта новость не попала в топы новостей СМИ. И ладно бы только на госресурсах (там Кипр, там «жирные коты» спасают свои вклады, вторая кнопка посвящает этому спецрепортаж), но даже оппозиционные СМИ обошли Сагру должным вниманием.

«Эхо Москвы», «Грани» и т. д. – у них тоже проблемы Кипра и его вкладчиков были на первом месте. Между тем, на мой взгляд, именно в Сагре произошло то, за что так громко, так натужно и так безрезультатно бьется оппозиция всея Руси.

Кратко напомню события почти двухлетней давности. В ночь на 2 июля 2011 года в Сагре столкнулись две противоборствующие силы: местные жители и банда, приехавшая поставить их на колени. По данным следствия, незадолго до кульминационной ночи не так давно поселившийся в поселке Вячеслав Лебедев вместе со своим сыном Валентином в очередной раз поссорился с одним из местных жителей. Дошло до рукоприкладства. После этого Лебедев обратился к своему родственнику Ивану Лебедеву, отбывающему наказание в тюрьме, с просьбой за вознаграждение организовать массовые беспорядки в поселке. По указанию заключенного некто Шота Катамадзе совместно с другими участниками группы, в которую входили восемь человек, разработали план нападения – так считает следствие. Сначала в Сагру приехала банда выходцев с Кавказа, они поймали на улице младшего брата обидчика Лебедева. То ли в качестве заложника, то ли просто – поймали и все. После этого к банде присоединились еще три десятка человек с битами и обрезами. А дальше произошло чудо. Сагринцы, вооруженные ружьями и вилами, дали достойный отпор бандитам. Одного налетчика убили, нескольких – ранили. Причем сами местные жители отделались ушибами. Кажется, они устроили засаду на бандитов.

Естественно, было уголовное преследование и под него попали как нападавшие, так и защищавшиеся. Когда в июле 2011-­го я писал об этом колонку, то выразил горячее пожелание, чтобы подвиг сагринцев был оценен по достоинству, хотя веры в это, признаться, было мало.

И вот в феврале – первый приговор по делу «о беспорядках в Сагре». Суд Верхней Пышмы наказывает начальника отдела оперуполномоченных городского ОВД Зиновьева и его подчиненного Зайниева за попустительство беспорядкам на вверенной им территории. Первому назначено наказание в виде трех лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, второму – 10 месяцев исправительных работ. И это несмотря ни на какие интриги со стороны силовиков.

Приговор Свердловского областного суда, что был вынесен в минувший вторник, конечно, не выглядит как образец справедливости. Наказание, связанное с реальным лишением свободы, решено назначить только Ивану Лебедеву и некоему Кахаберу Чичуа, которых суд посчитал организаторами банды. Однако бэкграунд этого суда весьма жизнеутверждающий.

Вот что пишет в соцсетях участник процесса со стороны сагринцев: «Огласили приговор... Радостные вопли, крики, аплодисменты. При этом всех признали виновными в организации массовых беспорядков. Да здравствует наш Суд! Просто погрозили пальчиком. Но – мы свою задачу выполнили. Сагринские пришли к нам за помощью, и изначально наша задача состояла в том, чтобы не посадили сагринских… Когда мы вынесли эту историю, то местные силовики попытались этих простых и достойных людей оболгать, ошельмовать и представить местными алкоголиками и забулдыгами, от зависти и алчности пытавшимися отобрать бизнес у трудолюбивых цыган. Сложно было с уголовным делом. Все первые доказательства собрали мы – и телефоны нашли, и симки, и гильзы, и договорились со съемками с заправки, где собиралась вся банда. При этом следователи жаловались, что ГУ МВД по СО не дает оперативного сопровождения по этому делу. Просто у генерала по этому делу было свое видение... Но тем не менее дело удалось довести до суда.

Что имеем? Сагринские на свободе, живы­-здоровы, деревня живет. После этих событий у местных поднялась самооценка и как­то изменилось понимание. Стали больше любить свою деревню, беречь… Нападавшим тоже урок. Потеряли человека, наполучали пинков, подзатыльников и зуботычин, верещали как зайцы – уделались от страха. Двоих из нападавших, очень гордых, излупили, как собак, местные бабы. И поделом».

Однако настоящий урок в том, что создан прецедент для всей страны: когда власть не защищает своих граждан, она не вправе запретить им сопротивляться. Так, собственно, и получается подлинно гражданское общество. Только – так. В борьбе против конкретных врагов или с несправедливостью. А не потому, что люди, скажем, решили собираться по средам на общество книголюбов. Публичные политики из обоих лагерей этого не понимают (или делают вид, что не понимают), поэтому наличная политика далека от реальности.