Газета,
которая объединяет

Сладкоголосица

Рубрика: от
Автор:

В конце минувшей недели министр регионального развития РФ Игорь Слюняев подписал приказ, которым утвердил план работы своего ведомства по реализации основных направлений деятельности правительства страны до 2018 года. За абстрактно­-бюрократическим названием документа скрываются любопытные вещи, затрагивающие жизнь каждого из нас – ипотека, жилье, ЖКХ и т.д.

Министерский план построчно прописывает, когда и где наконец­-то «наступит счастье». Вот только очень уж напоминает этот документ горбачевские обещания середины 80-­х. Скажем, пункт №6 гласит: «Для подавляющего большинства российских семей будет обеспечена доступность качественного жилья. К 2018 году средний уровень процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту составит 6,3­-7,1%. Объемы ввода жилья возрастут до 80-­110 млн кв. метров в год».

Для сравнения: в 2012-­м средняя ставка по ипотеке составляла 12-­13%. А объем вводимого жилья – лишь 65,2 млн кв.м. Но отбросим сомнения и предположим, что на обозначенные ориентиры мы вышли. Но как быть с доступностью жилья для «подавляющего большинства семей»? Подавляющее большинство – это как минимум 60-­70%. Возьмем Воронеж. По итогам 2012 года средняя зарплата у нас составила 19,2 тыс. руб. Новая качественная «двушка», которая, собственно, нужна семье из трех человек, стоит от 2,4 до 3,3 млн руб. А тем, кто получает около 19 тыс., банки предлагают кредит где­-то порядка 750 тыс., в отдельных случаях – до 1 млн руб. Даже если муж с женой решатся и возьмут два кредита, на качественное жилье им не хватит. Но главный вопрос – каким будет их быт в ближайшие 20 лет, если всем троим, включая растущего ребенка, придется жить на 15 тыс. в месяц, из которых около 5 тыс. будут составлять платежи по ЖКХ?

А теперь – как же, собственно, Минрегион собирается убедить банки уменьшить процентную ставку по ипотеке? Оказывается, за счет «совершенствования процессов реализации имущества должника, введения электронной формы закладной, совершенствования налогового законодательства и увеличения количества выданных кредитов». Буквально на днях мне довелось общаться с банкирами на тему: что им надо для снижения процента по ипотеке до 5­-7%? Так вот, про электронные закладные они ничего не рассказывали. Главное, по их мнению, существенное снижение ставки рефинансирования Центробанком РФ. Но правительственный документ предполагает целый спектр мер, кроме той единственной, которая, собственно, и нужна.

Схоже предлагается улучшать и ситуацию в ЖКХ: «усилить государственный жилищный надзор, ввести целевые показатели надежности, качества коммунальных услуг». Помилуйте! На бумаге все это уже давно есть! Вот только на практике качество и надежность все понимают слишком по-­разному. Ну а добиваться этого будут и вовсе «заезженным» методом – «повышением прозрачности финансовых процессов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, актуализацией нормативно-­правовой базы, обучением конечных потребителей коммунальных услуг». Это же все давным­-давно делается! И учат, и актуализируют, и повышают прозрачность. Только нужного результата нет. А меры­-то, они все налицо!

Да, еще одна «радостная новость»: будет создана «система оценки работы государственных и муниципальных органов». Правда, уже в предлагаемых мероприятиях по созданию этой системы «государственные» чиновники (то есть федеральные и областные) магическим образом исчезают, оставляя на суд масс исключительно власть городскую и сельскую. Для критериев эффективности местного самоуправления выбраны три сферы: транспортное обслуживание, состояние автомобильных дорог, предоставление жилищно­-коммунальных услуг. Оценивать будем по уровню своей удовлетворенности объемами и качеством. Непонятно, правда, как: платные смс кидать придется или просто бюджетников привезут на автобусах к мэрии и они там что надо оценят?

На мой взгляд, «маниловщина» в документе, кстати, касается не только населения. Муниципалитетам тоже достался свой «кусочек». В плане сообщается, что «важным направлением работы Правительства РФ будет совершенствование системы поддержки деятельности муниципальных властей». И в чем же она выразится? А в том, что собственная доходная база местных бюджетов будет увеличена на целых 7% за счет налогов, передаваемых из других уровней бюджетной системы. Шиковать просто станут, не иначе, на семь процентов­-то!

Нет, есть в документе и намного более конкретные планы с весьма внятными мероприятиями. Но касаются они либо республик Северного Кавказа и примыкающих к нему краев, либо Калининградской области. То есть тех, кто может, если их не поддержать, и проблемы создать. А мы-­то в самом центре – куда нам деваться? Нам достаточно и просто внимания.