Газета,
которая объединяет

Женское счастье

В зале на Кирова открыта выставка произведений воронежских художниц
Рубрика: Культура№ 25 (1595) от
Автор: Оксана Мишина

«Весенний вернисаж» – неизменный спутник 8 Марта в центре Черноземья – открылся в муниципальном выставочном зале (Кирова, 8) в самый канун праздника. И «подыграл» ему по всем статьям: около двух сотен работ воронежских художниц – прекрасная «картинка с выставки», устроенной не только ради женщин, но и – силами их самих. Творческими и не только.

Живопись, графика, скульптура, храмовое искусство, витраж, гобелен, батик, керамика, фьюжинг, ковроткачество, бисероплетение, изготовление кукол… За что бы, будучи профессионалом, ни бралась представительница слабого пола – ее работа априори созидательна. Такова природа женщины. Такова «дамская» установка на жизнь – оптимистичная, несмотря и невзирая...

Удивительная Успенская

Традиция весенних женских выставок, сложившаяся в Воронеже, уже в почтенном возрасте. И времени для ее осмысления хватило: первый такой показ датирован 1958 годом. В ту далекую пору членства в местном отделении Союза художников удостоились всего четыре женщины, в числе которых была и сегодняшний лидер воронежского изобразительного искусства Ксения Успенская. Именно Ксения Николаевна первой откликнулась на идею проведения весенних выставок художниц; счастье, что посейчас работы нашего знаменитого живописца украшают праздничную экспозицию.

Они, за что отдельное спасибо организаторам, выделены мини-блоком, отчасти самостоятельным: несколько полотен «даны» в соседстве, в непосредственном взаимодействии друг с другом. Что усиливает впечатление от каждой из работ: попадая в мир Успенской (даже при его физической незначительности – всего-то три-четыре картины), чувствуешь сопричастность тем добрым и светлым началам бытия, на которые нынче мало кто из нынешних творцов делает ставку. Имею в виду непосредственность проживания момента, где-то даже наив, отраженные в отнюдь не наивных произведениях художницы. Ей, в силу редчайшего таланта (уникальная цветопередача, чувство композиции и т.п.), удается та камерность, которая – выше и действенней любого лозунга. Это, мне кажется, и есть женственность – не только в искусстве, в жизни тоже. Успенской обязательно надо, чтобы реальность была чистой и свежей, а значит – красивой; удивительное свойство человеческой натуры удивительным же образом воплощается в творчестве.

Не рабыни идеи

Вряд ли обидятся на меня остальные авторы выставки за персональное внимание к Ксении Николаевне: она у нас – одна такая. Это, конечно, вовсе не значит, что кроме Успенской нет женщин (художниц) в русском селении под названием Воронеж. Восхищение вызывают работы Ирины Ворошилиной и Тамары Астапченко, Натальи Паршиной и Оксаны Смотровой… Ряд благоразумно прерву: по-хорошему, вряд ли стоит выделять кого-то из участников выставки, которая получилась успешной именно по совокупности представленного.

– Я очень люблю женские натюрморты, – пооткровенничал посетитель Виталий. – Рассматривать их – все равно, что в душу художницы заглянуть. В пейзажах женщина, в силу своей дисциплинированности, послушно идет за натурой, в портретах – тем более. А натюрморты она выстраивает в соответствии с собственным пониманием прекрасного, ориентируясь только на свой вкус, свои знания, свои умения. И мне интереснее всего как раз эти вещи наблюдать и анализировать. Выводы? Делаю, конечно: талантливая художница не только точно передает фактуру, структуру предмета или материала. Но собирает все нюансы и детали в такую гармонию, на которую только женская интуиция и способна. Мужчина, особенно в творчестве, – раб идеи. А женщина ее продуцирует и на безыдейном уровне: простым видением того, что красиво, а что – нет.