Журналист меняет профессию
Пройти мимо работ Татьяны Федечкиной не получится хотя бы потому, что для воронежцев они – в новинку. Фотография на дереве; звучит, согласитесь, эффектно. Выглядит – и того сильнее: с иконописью сравнивать эту технику, может, и не стоит, но почему-то при взгляде на Танино ремесло вспомнились именно иконы. Та же фундаментальность и не только…
На щите – сосновом
Уважение вызывает любой труд. Творческий – в первую очередь. А уж когда он сопряжен с кардинальной переменой рода деятельности – тут вовсе без вопросов. Редкость, как ни крути: у профессионального журналиста руки «заточены» на рукоделие!..
– Как, Таня, грамотно назвать то, чем вы занимаетесь?
– Перенос фотографии на дерево. Никакой бумажки на работе не остается: легко увидеть текстуру, рисунок материала, из которого это сделано. Переносить можно любые изображения, никаких ограничений нет. Главное, чтобы качество фотографии было хорошим.
– Со старинными карточками такой фокус тоже получается? Или только современные годятся?
– Можно и со старинными, есть у меня такой опыт.
– Дерево какое используете?
– Сосну. Из нее делается так называемый сосновый щит, на который переносится изображение. Операции тут следующие: берется доска, обрабатывается специальным гелем, способным растворять краситель. Сверху накладывается фотография – с нее на доску переходит изображение. После чего бумажка потихонечку стирается – спустя два дня. Потому что надо дать работе постоять, подсохнуть хорошенечко.
– Формат фотографии-первоисточника и деревянной заготовки должны совпасть один к одному?
– Да, обязательно. Цвет переносится без потерь: что есть на фотографии, без искажений окажется на дереве.
Только пальчики!
– Честно говоря, впервые вижу в Воронеже работы в такой технике.
– А их, по-моему, и не было прежде; никто другой этим у нас не занимается. Я же освоила науку недавно, отыскав на американском сайте мастер-класс на английском языке. Рукодельницы подобные вещи постоянно выкладывают, чем многие пользуются. Просто до нас это только-только доходит.
– Какая основная сложность в «производстве» таких диковин?
– Сложность в том, что работа – очень нежная. В момент, когда на доску наклеивается изображение, недопустим даже малейший пузырек воздуха. Образовывается он – все, это брак. Плюс стадия скатывания бумажки, которую предварительно нужно как следует размочить в воде – по принципу переводной картинки. Тут никаким инструментом пользоваться нельзя. Только пальцы – истертые. И несколько часиков в ванной. Если губкой или какими-то другими приспособлениями и моющими средствами пользоваться – рисунок сотрется.
– Насколько долговечно то, что вы делаете?
– На каждой работе – по четыре-пять слоев лака с каждой стороны. Используются акриловый лак, глянцевый, и алкидный, паркетный. Последний – очень вонючий на стадии высыхания. Пахнет ужасно, но позволяет создать красивую поверхность. За счет столь мощной «лаковой» обработки творения становятся сверхпрочными. Как, в принципе, обычный паркет: ему, покрытому лаком, не страшна ходьба на каблуках. А здесь – в несколько раз больше слоев; надо, чтобы поверхность была блестящей, как водная гладь.
– Условия хранения произведения – особые?
– Нет! Такую фотографию можно хоть в воде оставить на несколько дней – ничего с ней не случится.