Газета,
которая объединяет

Есть одна Любовь…

Рубрика: от
Автор:

Живя в России, легко запутаться в чем угодно. Хоть – в трех соснах. Хоть – в двух березах. Или вот в двух Рождествах. Звучит-­то как, это ж оторопь берет – «Рождествах»... Ну а как это сказать, если их два? А еще есть два Новых года (один из них – старый Новый), но все равно ведь получается два, не так ли?

Так, пойдем по порядку: к Рождеству, а потом и к Новому году. Если кто­-то не в курсе, Рождество 25 декабря – это не только проблема разделенной христианской церкви. Для христианской церкви это, как мне кажется, вообще не проблема. Потому что тут все дело в календаре, по которому исчисляется дата празднования.

Вы ведь слышали, что есть юлианский и григорианский календари.

В юлианском, введенном в 45 году нашей эры, как заметно уже из его названия – римским императором Юлием Цезарем, год (то есть время полного оборота Земли вокруг Солнца) был подсчитан не вполне точно. Говорят, с превышением на 11 минут 14 секунд.

В общем, за полторы тысячи лет, когда за дело исправления календаря взялся римский папа Григорий XIII, разница между юлианским и идеальным с точки зрения папы римского годом составляла уже десять суток. И он натурально приказал выбросить из календаря эти десять суток, а полученный календарь соответственно прозвали григорианским (известным в России еще под словосочетанием «по новому стилю»). Так вот в России, в отличие от стран Западной Европы, а потом и Америки, еще четыре века продолжался «старый стиль». Здесь как раз и имело значение конфессио­нальное различие: поправку какого­-то папы римского из католической церкви мы принять никак не могли. Пока не пришли большевики, которым разделение церквей было, мягко говоря, безразлично, и не ввели с 1 февраля 1918 года «новый стиль» – передвинули все даты на 13 набежавших к XX веку дней вперед.

Почему­-то историки и Википедия считают, что Русская православная церковь этой реформы не признала. Мне это не совсем понятно. Ведь Рождество у нас стало отмечаться не 25 декабря, а – 7 января, причем именно Русской православной церковью.

А теперь вопрос – что же у нас с Новым годом происходит?

В новом летоисчислении новый 1919 год (и все последующие) наступил на 13 дней раньше, чем это было «по­-старому». Поэтому старый Новый год отмечается на 13 дней позже, и получается, он и есть настоящий Новый год?

Для наглядности проиллюстрируем это на примере двух дат священной для коммунистов даты Революции и любимого всеми (наверное, и коммунистами тоже) Нового года.

Старая дата Революции – 25 октября (по ст.стилю), прибавляем 13 дней и получаем – 7 ноября.

Старая дата старого Нового года – 1 января (по ст.стилю) +13 дней = 13 января.

Ну ладно, пусть при советской власти каждый год стал начинаться с 13 числа. Это, в принципе, в чем­-то даже логично. Однако Рождество, похоже, при любых раскладах попадает в двоякое положение. В СССР Рождество не праздновалось и это никого не волновало. А теперь, если ты человек верующий и православный, вот как тебе и пост Рождественский соблюсти, и Новый год встретить? Чтобы, как принято с детства, за добрым и богатым столом? Оно, конечно, воцерковленный человек скажет, что проблемы тут никакой нет. С 31 на 1 отмечай себе спокойно постной пищей (тем паче, что Новый год по-­церковному вообще не праздник) и дожидайся Рождества.

Но воцерковленный человек у нас, прямо скажем, – это человек редкий, а Рождество при этом в жизнь «дорогих и к тому же православных россиян» вошло прочно.

Вот иные, так сказать, православные и совершают едино­временный исход из восточной церкви в западную в день 25 декабря. Так ведь в самом деле сподручней. А народ обычно ходит не там, где замостили, а там, где ему удобней.

Тем более что, как видите, власти с календарем так все запутали, что веры ему нет никакой.

Так когда же в самом деле родился Иисус Христос?

Знаете, даже год­-то доподлинно не известен, а уж тем более – число и месяц. Довелось мне даже читать, что Рождение Христа приходилось на тот месяц, в который его потом – распяли. То есть – на весенний месяц нисан.

Я выскажу свое мнение о Рождестве. По­моему, в какой календарный день, месяц и год явился на свет Христос, не так уж важно. Мы, христиане, его любим совсем не за это. А, как пел Наутилус, «есть одна любовь, та, что здесь и сейчас…»

Что сказать тем, кто Христа не любит… Тут я, пожалуй, уступлю слово суровому дяде Бисмарку: «Нет дураков горше атеистов – исключая, конечно, агностиков». Бисмарку, думаю, можно доверять. Это же он предостерегал своих соотечественников от войны с русскими.

Так вот, дураки могут «отметить Рождество» и два раза, а то и 25 раз в году, лишь бы, как заметил в ходе опроса один из наших респондентов, «был повод выпить».