Газета,
которая объединяет

Любимец Генштаба

Почему выпускников Гремяченской школы ценят в армии
Рубрика: от

Кто бы что ни говорил, а жизнь нашей страны самым тесным образом связана с армией. И если можно было каким-то образом зримо зафиксировать потоки людских мыслей, то оказалось бы, что значительная их часть устремлена к ней, вращается вокруг нее. Об армии думают не только военные, но и простые граждане. Раз пошел парень служить в войска, значит, теперь слово «армия» постоянно будет на языке его родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек, друзей и подруг. В общем, как было уже сказано, о военных и их службе день и ночь думает вся Россия.

И вот что интересно… Когда молодое поколение прибывает в часть, отцы-командиры первым делом обычно задают такой вопрос:

– Гремяченские есть?

– Так точно!

– Шаг вперед!

– Фамилия?

– Петров!

– Молодец, Петров! Ты будешь старшиной!

На ком держится служба

Что такое старшина в войсках, наверное, объяснять не надо. Это тот, на ком держится вся служба. Это тот, кто стоит к солдатам ближе всех и чувствует их настрой буквально каждую минуту. И то, что за последние годы старшинами стала полсотня выпускников Гремяченской средней школы, говорит о многом!

В этой школе с 1956 по 1997 год физкультуру преподавал В.Ф.Кукуев. Именно он заложил в Гремячьем основы обучения и воспитания хорошо подготовленных к службе в армии ребят, создал образцовую спортивную площадку. В числе других об этой спортплощадке с благодарностью вспоминают выросшие на ней три десятка полковников и два генерала.

На примечательный факт обратили внимание в самом Генштабе. Однажды оттуда приехала целая делегация старших офицеров, чтобы на месте изучить передовой опыт, подготовить рекомендации для всех школ страны. Прошло несколько лет. Сменилось руководство Министерства обороны, Генштаба. И снова обратили внимание на гремяченский феномен. Новая делегация Генштаба была послана в Гремячье для того, чтобы дать ответ на вопрос, как в сельской школе готовить в конвейерном порядке образцовых офицеров и старшин.

– Если бы все школы были такими же, как эта, и везде были такие же физруки, – мечтательно произнес полковник Генштаба, – мы бы горя не знали!

58-я статья

Обо всем расспрашивали генштабисты Кукуева, досконально изучили его биографию. Только вот не все факты этой замечательной биографии вошли потом в официальные отчеты. Но все по порядку…

Родился Валентин Кукуев 28 сентября 1927 году в селе Ивановка, что близ Гремячьего. В 1930 году, когда Вале было всего три года, умер его отец. На руках у матери, Зинаиды Петровны, осталось двое сыновей. В 1941 году закончил Валентин семь классов и начал пасти коров. Когда началась война, старший брат Валентина Федор приписал себе год и вместе с односельчанами 1923 года рождения ушел добровольцем на фронт. С дороги он прислал письмо. А потом пропал без вести.

Зинаида Петровна была колхозной ударницей, трудилась за троих. Но начальство ее не любило из-за того, что она всегда говорила правду в глаза. В один из дней, когда создавался колхоз, встал вопрос о приеме в него двух человек. Один из них имел то, что на него было надето. Никакого рвения в работе не проявлял. Другой был весьма трудолюбив и числился в середняках. В колхоз приняли первого, а второго отправили восвояси.

– Да что же вы трудягу не приняли, а лодыря взяли?! – возмутилась Зинаида Кукуева.

Это запомнили.

В июне 1941 года Петровна поругалась с соседкой. И та написала заявление, что Кукуева недовольна советской властью.

Суд приговорил «пособницу кулачества» Кукуеву к семи с половиной годам лагерей за контрреволюционную деятельность. Отправили Зинаиду Петровну на Северный Урал в Ивдельский концентрационный лагерь.

14-летнего же Валю забрала в свою семью тетя, Анна Петровна. Когда Гремячье заняли немцы и венгры, он продолжал пасти на придонских лугах коров, и это ему потом еще не раз припомнили. И после освобождения Гремячьего советскими войсками занятие у Валентина Кукуева было то же самое – трудился пастухом.

Все изменилось 29 ноября 1944 года. В этот день Валентина призвали в армию. Вместе со своими сверстниками он пешком пошел на Придачу. Проехал в товарном вагоне всю страну – от Воронежа до Хабаровска. Служить Кукуеву пришлось в пехоте. В августе 1945 года началась война с Японией. Шестого августа американцы сбросили атомную бомбу на Хиросиму. А девятого августа часть, в которой служил Валентин, перешла границу. Начался 800-километровый марш через пустыню Гоби.

Точных карт у офицеров не было. Поэтому батальон сбился с намеченного маршрута. Трудно было с водой. Стеклянные фляги у многих солдат разбились. Пришлось пить воду из кожухов пулеметов «Максим». Каждому доставался только один глоток. За день батальон проходил 50 километров. Особо трудно пришлось хозвзводу, который вел лошадей. Животные не выдерживали жары. Они отставали от колонны. Но бросать их было нельзя. Поэтому и погиб хозвзвод.

Два дня батальон в жуткую жару преодолевал по 76 километров. Несколько солдат погибли от тепловых ударов. Жара сменилась ледяным холодом, когда колонна поднялась на хребет Хинган. В дополнение ко всем бедам была потеряна связь с полком. Вместо того чтобы преодолеть Хинган поперек, батальон двинулся вдоль по хребту. Мучений солдаты испытали немало.

Наконец снова удалось выйти на равнину. Все пространство впереди заросло густой травой высотою в два метра. Но нужно было идти. Вскоре амуниция порвалась, от нее остались одни клочки. Японцы не ждали наступления с этой стороны. Поэтому город Салунь отделению младшего сержанта Кукуева удалось взять без потерь. Вынужденно пришлось принять решение переодеться в японское обмундирование. Теперь командир отделения Кукуев выглядел почти как японец.

Дальше путь лежал через ущелье, в котором батальон с присоединившимися к нему частями попал под обстрел японской артиллерии. Были погибшие. А связь по-прежнему отсутствовала. Несколько посланных с сообщением солдат бесследно пропали. Тогда Кукуев отправился с донесением сам. Когда японский пулемет прекращал стрельбу, он бросался вперед и бежал вперед что есть сил пять-десять секунд. От валуна к валуну удалось пробраться к нашим артиллеристам, и те точными выстрелами по доставленным Валентином Кукуевым координатам подавили японские батареи. За этот подвиг Кукуева наградили медалью «За отвагу».

Три раза командование направляло документы Валентина в училище. Сначала в танковое, потом – в артиллерийское и, наконец, в политическое. И отовсюду приходил отказ о приеме, поскольку выяснялось, что мать бравого младшего сержанта Кукуева судима по 58-й статье.

Из Харбина Валентин попал в Хабаровск, откуда демобилизовался в 1951 году. Все эти семь лет Кукуева верно ждала сердечная подруга Надежда, на которой он, не откладывая дело в долгий ящик, женился в 1952 году. На учебу Кукуев поступил в школу паровозных машинистов. Однажды за ночь Дон разлился так широко, что отрезал дорогу в Воронеж. Целых три дня Валентин шел пешком через Латное и дальше. За опоздание его исключили из школы и из партии. Куда только не жаловался фронтовик Кукуев, все было бесполезно. В это время его жена после окончания пединститута начала работать учительницей в Костенках. И Валентин тоже решил попробовать стать педагогом. Полтора часа рассказывал он о своей судьбе директору пед­училища Елизарову. Тот молча выслушал, а потом сказал:

– Что вы мне рассказали, я ничего не знаю, приступайте к учебе на физкультурном отделении.

Лучшая в СССР

Радости Кукуева не было предела. Началась новая жизнь. И все бы хорошо, но в 1953 году Валентин попробовал восстановиться в партии кандидатом. Его заявление рассматривали в райкоме Кагановичевского (ныне Центрального) района. Как только Кукуев вошел в кабинет, первый секретарь райкома Анна Ивановна Тарасова показала на него пальцем и грозно произнесла:

– Этот тип кормил немецкую армию, во время оккупации пас коров!

Последовал отказ. Тем не менее Валентин Федорович добился того, что ему предоставили работу физрука в Гремяченской школе. Помогла медаль «За отвагу». Уже в 1955 году школа была признана лучшей по спортивной работе во всем бескрайнем СССР. Кукуевский метод воспитания здорового поколения внедрялся от Калининграда до Владивостока. Он мог бы получить самые высокие награды, если бы не злосчастная судимость матери.

Тем не менее все в жизни Кукуева сложилось как надо. Своими руками он построил дом, заложил сад, вырастил двух сыновей и трех дочерей. Сейчас у него восемь внуков и одна правнучка.

Усилиями Валентина Федоровича в Гремячьем вырос мемориал павшим советским воинам. Дело было так… В соседнем селе Рудкино после перестройки возник мемориал венгерским солдатам. А в Гремячьем была лишь скромная братская могила советских воинов. Кукуев начал писать письма во все инстанции с требованием устранить несправедливость. Чиновников начинало бросать в дрожь, когда они слышали одно лишь имя Валентина Федоровича. Однако  ничего не менялось.

Тогда Кукуев напечатал в газете «Берег» статью «Кто имеет честь», после появления которой в Воронеж прибыл венгерский посол и предпринял действия к удовлетворению требований В.Ф.Кукуева. Министр культуры РФ Швыдкой выделил 12,5 млн. руб. на строительство мемориала в Гремячьем. И мемориал появился.

Сейчас Валентин Федорович, которому 28 сентября исполнилось 75 лет, ведет борьбу за то, чтобы рядом с гремяченским мемориалом появились хозблок, система полива насаждений, достойное освещение. В своем саду Кукуев ежегодно выращивает цветы для пересадки весной у мемориала. Своими руками на радость односельчан он посадил большую аллею. В общем, полнокровная жизнь фронтовика продолжается.

Александр ДЕГТЯРЕВ