Газета,
которая объединяет

PR как кол

Религия, вопросы веры, как и положено для нового Средневековья, сегодня выходят на первый план. По миру громятпосольства братья и сестры мусульмане, оскорбленные кино, глядеть которое, несмотря на такую рекламу, все равно не хочется. В нашем российском доме не утихают (по крайней мере – в медиа) страсти из-за одной безумной пляски, говорить о которой уже просто – дурной тон.

Однако последствия этого PR (вот не случайно заглавные буквы группы плясуний совпадают с ПиаРом) важны и ценны для понимания исторического сюжета, где мы все играем свои роли.

На минувшей неделе был извергнут из сана заштатного клирика Тамбовской епархии диакон Сергей Викторович Баранов. Тот самый, что в знак протеста писал письмо патриарху. Роль Сергея Баранова – это, конечно, роль революционера. На его примере поучительно проследить, как революция входит в человека.

Я уже писал о том, как, множа в Интернете письмо Баранова, оппозиционеры-­революционеры ставили под ним фото батюшки из нашего воронежского Казанского храма – тезки тамбовского священника. А само письмо оказалось компиляцией публичных высказываний нескольких лиц. Что позволило считать тамбовского Баранова неким собирательным образом. Но на днях я лично познакомился с Сергеем Барановым, подписавшим то письмо. Знакомство у нас вышло по переписке.

Расскажу, как это было. В соцсети Фейсбук на профиле Сергея Баранова вместо фото стоит иконка Божьей Матери. Но не это побудило сомневаться в существовании того самого человека за профилем, а его первый ответ на мои уточняющие вопросы. В соцсети все по-­простому, поэтому я без обиняков написал сообщение: «Сергей, а почему все­-таки ваше первое письмо повторяло слова обозревателя «Эха Москвы»? Через пару минут, что уже удивило, пришел ответ (передаю с купюрами): «Приветствую Вас! Все станет на свои места завтра вечером или в четверг, потерпите немного… сейчас Вам трудно понять, что я хочу Вам донести… но осталось немного».

«Потерпеть», как позже выяснилось, предлагалось до сообщения тамбовской епархии об извержении из сана. Но я­то спрашивал о другом. Согласитесь, легко заподозрить, что тебе под видом частной переписки просто рассылают заготовленные релизы. О чем я и намекнул Сергею в «личке».

Мы обменялись еще несколькими сообщениями, а затем на мою почту пришла эпистола Сергея Баранова, начинавшаяся очень лестными для меня словами:

«Вы первый, кто приблизился к пониманию сути письма (патриарху – прим. В.Л.) и его конечной цели! Особенно вот тут: «что позволило предполагать, что вы – собирательный образ». Процитирую один, на мой взгляд, самый сильный абзац из еще неопубликованного революционера:

«Многие задавались вопросом в первые дни публикации о трихотомии открытого письма, наверное, я и сам не понимал Божественный промысел данного поступка в полной мере. Сегодня становится ясным само содержание данного поступка. Развитие и оздоровление общества не может быть без свободомыслящих, активных и интеллектуальных людей, а посему именно эти, отдельно взятые личности из общей совокупности этой движущей силы и были взяты и положены в открытое письмо как некий собирательный образ мыслящего человека…»

Подчеркну, что ни революцию, ни копипаст не считаю априори дурным занятием. В эпоху Интернета и повального словоизвержения было бы глупо не использовать копипаст, если находишь созвучное твоим мыслям выступление. А революция – это никакой не перекос, а стадия развития общества на его историческом пути. Многие важные вещи происходят не постепенно, а именно – вдруг.

Но я против, когда революция становится важнее того, ради чего она вдруг пришла. Например, люди долгое время наблюдают «вырождение духовности», безмерную похвальбу власти со стороны иерархов РПЦ, противоречие между словом и делом различных батюшек.

Люди видят, что в той части, в которой церковь хочет быть современником своей паствы, она демонстрирует типичную неадекватность, ей требуется… нет, не возрождение, а именно – революция (которые периодически и происходят в каждой церкви). Люди ждут того самого «вдруг» и… принимают за него срамное действо без ума и фантазии.

Да, то была замечательная в своем роде диверсия по расколу едва родившегося протестного класса. Внутрь оппозиции (т.е. людей, восставших против лжи и лицемерия) вбили ПиаР-­кол. Начавшуюся было складываться общность разметали по группам – на православных и не очень, на верующих и интеллектуалов, на сугубо осведомленных о ХХС и тех, кто наивно считает его Храмом.

Об этом я написал Сергею Баранову. Он ответил: «поступок PR – действительно неприемлем в храме… но они, пусть даже так, разворошили это осиное гнездо». Вот здесь мы, увы, не сошлись. Цель никогда не оправдывает средства. Но она ими корректируется до неузнаваемости.