Газета,
которая объединяет

Сорная угроза

Область атакуют вредоносные растения
Рубрика: от
Автор:

На днях Всероссийский центр карантина растений распространил информацию, согласно которой в регионах, граничащих с Воронежской областью (Волгоградской и Белгородской), обнаружены очаги сорняка ценхруса малоцветкового. Занесение его на пастбища, уверяют специалисты центра, может обернуться бедствием для животноводства. И в первую очередь – для овцеводства.

По информации Россельхознадзора, ценхрус малоцветковый широко распространен в Северной и Южной Америке, Южной Африке, Австралии, Индии, Испании, Италии, Греции, а также Украине и Молдове. На Украине он был впервые обнаружен в 50-х годах прошлого века, и в настоящее время им засорено уже более 25 тыс. га.

Угроза в теории…

В России ситуация пока не столь плачевна – во всех пяти регионах, где был отмечен ценхрус, общая площадь заражения им составила всего 45 га. Но если учитывать, что в 1998 году, когда он был обнаружен в нашей стране впервые, очаг был ограничен площадью в 0,7 га, то тенденцию можно назвать уже пугающей.

В чем опасность этого сорняка? В Россельхознадзоре говорят, что он способен наносить ущерб не только сельскохозяйственным культурам, но и здоровью людей и животных из-за ранений, наносимых колючими соплодиями. Пастбища, засоренные ценхрусом, невозможно использовать по назначению. Особый вред он наносит овцеводству, поскольку засоряет соплодиями шерсть и резко увеличивает ее отходы при переработке.

Впрочем, как корреспонденту «Берега» сообщили в департаменте аграрной политики Воронежской области, овцеводство сегодня не является ведущей отраслью животноводства в регионе. К тому же, основное развитие она имеет в плане получения мяса, а не шерсти. Но в региональном правительстве и на рост производства шерсти имеют серьезные виды.

– Перспективы развития овцеводства в области в первую очередь связаны с оживлением легкой промышленности, повышением спроса на шерсть, увеличение производства и улучшение качества которой имеет важное значение для народного хозяйства России, – поясняют в департаменте.

Сейчас на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей Воронежской области содержится более 193 тыс. голов овец. Ведущими в развитии овцеводства являются Панинский, Павловский, Подгоренский, Эртильский, Репьевский, Семилукский, Острогожский, Рамонский, Бутурлиновский, Богучарский муниципальные районы, где в сельхозпредприятиях насчитывается более тысячи голов. Но естественно, что большее число животных выращивается в фермерских хозяйствах и на личных подворьях. Примерно 15-20% из 744 тыс. га пастбищных земель в регионе используется для откорма и нагула овец. Поэтому занесение ценхруса с востока (из Волгоградской области) или запада (с Белгородчины) может иметь для овцеводческой отрасли региона тяжелые последствия.

– Ценхрус малоцветковый относится к карантинным растениям, следовательно, при его появлении сельхозтоваропроизводители, чьи территории будут им заражены, должны будут избавляться от него за собственный счет, – поясняют в департаменте. – Об этом надо думать уже сейчас, ведь самым эффективным методом борьбы с сорной растительностью является соблюдение агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур, куда входит использование химических средств защиты растений, в том числе гербицидов. Да, это требует определенных вложений, поэтому постановлением правительства Воронежской области предусмотрена компенсация части затрат на приобретение средств химизации из областного и федерального бюджетов.

…и на практике

Если угроза заражения ценхрусом для местного аграрного комплекса пока что является сугубо гипотетической, то разрастание такого сорняка, как амброзии – проблема абсолютно реальная. По данным Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям, общая карантинная площадь под различными ее разновидностями в регионе составляет примерно 20,5 тыс. га – это площадь аналогична пашням и пастбищам двух крупных сельскохозяйственных предприятий.

Карантинные зоны установлены в большинстве районов области: Кантемировском, Лискинском, Новоусманском, Ольховатском, Павловском, Панинском, Петропавловском, Подгоренском, Рамонском, Россошанском, Таловском, Бутурлиновском, Воробьевском, Калачеевском, Новохоперском, Поворинском, Аннинском, Каширском. Причем Каширский район не является типичной зоной для распространения данного вида сорняков, облюбовавших, по большей части, южные районы области. Соответственно, можно сделать вывод о том, что амброзия видоизменяется, приспосабливаясь под более суровые климатические условия.

– При проведении ежегодного мониторинга в карантинных зонах выявляются новые очаги, каждый год их обнаруживается шесть-семь, – поясняют в управлении. – Впрочем, в некоторых южных районах есть тенденция к уменьшению сорного растения. Примером могут служить Воробьевский, Калачеевский районы, где к борьбе с сорняком относятся серьезно. Однако в целом в последнее время наблюдается тенденция к распространению амброзии.

В ведомстве говорят, что зачастую проблема кроется в неосведомленности глав сельских поселений, которые обязаны вести надзор на закрепленных за ними территориях. Но в бюджетах большинства поселений средства на карантинные мероприятия не преду­смотрены вовсе.

Впрочем, основная причина распространения амброзии кроется в другом. Основным источником сорняка являются образующиеся россыпи при перевозках сырья для переработки. Семена сорняка транспортируются с зерном, товарным подсолнечником, отходами от переработанной подкарантинной продукции. И если раньше их перевозили специально оборудованным железнодорожным транспортом, то сегодня – все чаще автомобильным, не приспособленным конкретно под эти перевозки.

В то же время семена амброзии достаточно живучи, они сохраняют свою жизнеспособность даже при холодном отжиме. Соответственно, угрозу распространения этой сорной травы несет в себе даже использование населением жмыха с заводов растительных масел.