Газета,
которая объединяет

На коммунальной «развилке»

До 15 сентября региональная власть должна определиться, по какой схеме мы будем платить за тепло
Рубрика: Экономика№ 97 (1525) от
Автор: Александр Пылев

С 1 июля в стране выросли тарифы на энергоносители. В ближайшее время изменения коснутся и вопроса нормативов, по которым людям начисляют платежи за коммунальные услуги. В частности, за воду и электричество мы теперь будем платить по двум строкам: квартирного и общедомового потребления. С отоплением все обстоит намного сложнее.

Последние годы наша плата за коммунальные услуги рассчитывалась в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» №307, утвержденными постановлением правительства РФ в 2006 году. Теперь платежи будут регламентироваться новыми «Правилами» №354 от 06.05.2011 года, за исключением платы за отопление: постановление правительства России №857 «Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах», опубликованное 27 августа, предлагает регионам самим выбрать, какую систему расчетов по теплу применять для населения.

Между двух огней

Видимо, проблема в том, что центр считает: основной груз реформирования ЖКХ должны нести сами регионы. На самом деле ситуацию можно условно сравнить с тем, что пациенту на хирургическом столе врач предложит самостоятельно определиться: удалить больной орган или еще немного потерпеть и полечиться при помощи лекарств.

В чем же, собственно, разница между двумя вариантами? Если мы примем новую схему оплаты, то, как с водой и электричеством, будет введена плата за тепло не только в квартире, но и в местах общего пользования – подъездах, подвалах и т.д. Во-вторых, нормативы при таком варианте – дифференцированные: для одних домов больше, для других меньше. Причем не повезет никому. Тем, у кого старые дома, придется, по сути, оплачивать тепло, которое теряется через микротрещины в стенах, рассохшиеся окна и ветхие кровли. Надеяться на оперативный капитальный ремонт жильцам подобных зданий не приходится. А те, кто живут в новостройках, должны будут прилично раскошелиться за огромные холлы, широкие подъезды, отапливаемые подвальные помещения и технические этажи.

Логика в этом подходе есть. Если уж мы строим рынок, значит, любой товар и любая услуга должны быть оплачены. В идеале, конечно, по тому же теплу на каждом доме должен стоять прибор учета. В этом случае закон прописывает все максимально ясно: сколько гигакалорий пришло на ввод, за столько и надо отдать деньги.

Водный баланс

Поэтому проблемными были и остаются как раз те дома, где с приборами учета пока туго. В таком случае расчеты и ведутся по нормативам. А с ними вечно возникают проблемы: не только, кстати, с отоплением, но и с водой – как холодной, так и горячей.

С новыми правилами, первые платежки по которым мы получим в октябре, пожалуй, меньше всего проблем возникнет по горячей и холодной воде. Существенной прибавки за эту услугу не будет – в силу того, что суммарные нормативы на индивидуальное и общедомовое потребление станут меньше, чем были ранее.

Но если данный норматив окажется снижен чрезмерно, можно получить другую крайность: люди начнут снимать те редкие приборы учета, которые уже стоят у них по квартирам. Это логично. Так уже было в начале 2000-х годов с электричеством. Когда жильцы увидели, что без счетчика им надо заплатить по нормативу в два раза меньше, чем с прибором учета, то приборы «вдруг» стали ломаться и пропадать.

Мы и без этого имели с водой массу сложностей. Скажем, на доме нет счетчика, но есть он в половине квартир. В соответствии с законом, «Водоканал» выставлял за поставленный ресурс оплату по нормативам для данного строения и индивидуальные приборы в расчет не брал.

Управляющая компания собирала с тех, кто с прибором, деньги по показаниям, а с тех, кто без счетчиков, по нормативам. Как правило, в таких ситуациях общая сумма, собранная с дома, оказывалась намного меньше той, что выставлял «Водоканал». Причина банальна: в квартирах без счетчиков воду экономить не привыкли. К тому же, в них нередко прописан лишь кто-то один, на кого и рассчитывается норматив. А реально там живут трое или четверо и тратят воду все вместе.

Так кто же должен был платить за перерасход? «Водоканал» обращался в суд, и тот традиционно принимал решение в его пользу, взыскивая деньги с УК. Тогда в суд шла и УК, пытаясь разложить разницу на жильцов. Но Фемида столь же постоянно оказывалась на стороне граждан и отказывала управляющей компании в стремлении взыскать с них свыше того, что положено по нормативам или показано приборами учета. Кстати, данная ситуация была исправлена постановлением правительства РФ №124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», которое обязало ресурсоснабжающие организации принимать показания индивидуальных приборов учета.

Окончание же подобных «хождений по мукам» лишь в одном: поставить общедомовой прибор учета, а также – счетчики в каждой квартире. Но чтобы люди хотели их ставить, им нужен стимул. Жить без счетчика должно стать дорого. А если мы снизим нормативы, то дорого жить станет как раз со счетчиком. И даже те, кто уже их установил, ощутят себя обманутыми и предпримут все меры, чтобы избавиться от дорогого бремени.

«Горячая» проблема тепла

Но главная проблема – это тепло. Если регион примет решение вести расчеты по новым правилам, то необходимо определиться: как рассчитывать норматив общедомового потребления? За какое количество квадратных метров придется дополнительно платить жильцам?

В данной ситуации все окончательные решения – прерогатива правительства области, но департамент ЖКХ администрации города в консультативном порядке принимал участие в предварительных расчетах. Так вот, по словам заместителя руководителя этого ведомства Игоря Черенкова, если вступят в силу новые правила расчетов, к нашим квартирам «добавится» доля площади общедомового имущества, соразмерная площади, которую человек имеет в собственности (по Жилищному кодексу РФ и постановлению правительства России №491 собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, и др.).

При этом новый порядок расчетов предполагает переход от разбитых на весь год платежей – к оплате в течение отопительного сезона. То есть мало того, что в ноябре (именно тогда придут первые платежки за тепло) люди увидят, что должны внести деньги уже по двум строкам, так еще и привычная месячная сумма может вырасти чуть ли не в два раза! Насколько готово население к подобному росту цен? Мы не раз имели серьезные проблемы при значительно меньших «взлетах» цифр в жировках воронежцев.

Да, формально новые Правила №354 устанавливают норму, позволяющую оплатить коммунальные услуги в рассрочку в случае значительного увеличения размера платы за услугу. В комментариях к ним сказано: «Если сумма, начисленная к оплате за коммунальную услугу, на 25% превышает сумму, начисленную за ту же услугу за аналогичный период прошлого года, то УК обязана в одном платежном документе отразить два возможных способа оплаты данной услуги. А потребитель вправе по своему усмотрению оплатить предоставленную услугу либо единовременно, либо в рассрочку». Новые Правила устанавливают фиксированный размер подобной рассрочки: плату нужно будет вносить равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка. Но самое важное – при этом за предоставленную рассрочку взимаются проценты. Оговаривается, что их максимальный размер не может превышать размер ставки рефинансирования ЦБ РФ на три процента и более. А это, извините, мягко говоря, иначе, чем сейчас!

Возникает вопрос: если переход может быть столь болезненным, то зачем же его осуществлять? Давайте, как разрешило регионам правительство России, отложим введение новых Правил на пару лет? Возможно, правительство области так и поступит. И, пожалуй, это было бы сегодня наиболее разумным выходом из ситуации. К тому же, хочется вспомнить еще и армейскую поговорку, которая советует солдату не спешить исполнять приказ, потому что вскоре его отменит новая директива.

Но при всем этом нельзя забывать: и у такого варианта есть минусы. Первый в том, что переходить на 354-е постановление скорее всего, рано или поздно, но придется. И «переболев» сегодня, завтра уже можно решать другие коммунальные вопросы, оставив трудности переходного периода позади.

Второй минус – запутанный клубок проблем между управляющими компаниями и поставщиками ресурса. Новые правила могут позволить, пусть не полностью, но значительно его распутать.