Газета,
которая объединяет

Качество, прежде всего

На августовском педсовете глава города потребовал создать координационный совет по развитию образования
Рубрика: Социум№ 93 (1521) от
Автор: Юрий Бабаян

В России новейшего времени модернизировать пытаются практически все отрасли жизни. И образование в списке этих отраслей занимает одно из первых мест. Такие тенденции обозначаются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Потому и тема прошедшего городского педагогического совета звучала как «Модернизация системы образования: от условий к эффективным результатам».

В работе совещания приняли участие мэр Воронежа Сергей Колиух, председатель Воронежской городской Думы Александр Шипулин, руководители учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования, ведомств, осуществляющих организацию работы образовательных учреждений и контроль над ними.

Финансовый вопрос

По словам директора городского департамента образования Константина Викторова, в модернизации надо уповать не столько на административные меры, сколько на механизмы саморегулирования. Опыт проведения реформ показывает, что их реализация «сверху» часто не оставляет места для инициатив «снизу». Поэтому необходимо формировать механизмы, которые дали бы нужный результат. И прежде всего – финансовые.

С одной стороны, воронежская образовательная отрасль демонстрирует достойные результаты: средняя зарплата педагога превышает 17 тыс. руб. (второй результат по административным центрам областей ЦЧР после Белгорода), лучшие в Черноземье показатели заработной платы педагогов учреждений дошкольного образования. С другой – отмечается неравномерность этих выплат.

Так, например, в средней образовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов №88 средний уровень зарплаты педагогов за 8 месяцев 2012 года составил более 30 тыс. руб. Показатель вроде бы впечатляющий. Но разрыв между нижней и верхней планкой оплаты труда здесь – 6,3 раза! А минимальный размер зарплаты учителя – 8 087 руб. В то же время в СОШ №42, где средний уровень оплаты труда составляет 11 645 руб., эта разница – 2,6 раза, а минимальная зарплата – 8 408 руб.

Константин Георгиевич убежден, что высокие показатели оплаты труда часто отражают не собственно высокую «цену» ставки в той или иной школе, а серьезную нагрузку на отдельно взятого педагога. В то же время руководитель ведомства отмечает: когда учитель преподает по 30 часов в неделю и более, от этого качество преподавания только страдает.

От «бытовухи» к качеству

Качеству образования сегодня уделяется особое внимание. Как отметил глава Воронежа Сергей Колиух, вопросы обновления материально-технической базы, проведения капитального ремонта уже отходят на второй план. В минувшем году были введены в действие две новые школы, один детский сад, расширено число групп в действующих детсадах – город планомерно движется к ликвидации очереди в дошкольные учреждения к 2016 году. Уже сегодня в ней не найти детей в возрасте от 5 до 7 лет. Не так давно получено «добро» на софинансирование из федерального и регионального бюджетов строительства новой школы в микрорайоне «Дубрава». Сейчас на первый план выходит качество образования, которое дают воронежские школы. Для того чтобы обеспечить устойчивое его повышение, градоначальник предлагает создать координационный совет из ведущих представителей образовательной отрасли.

– Чиновники не могут знать всех тонкостей, – говорит Сергей Михайлович. – Поэтому хорошо, если бы появился совет, созданный из ведущих представителей отрасли. Они бы могли проанализировать методики преподавания в отдельных образовательных учреждениях, выдать предложения по улучшению их качества, как и улучшению качества управления в тех или иных школах. У нас же есть передовики, например, гимназия им. Басова или МОК №2, в которых сегодня обучается половина всех победителей и призеров школьных олимпиад – опыт, в частности, этих руководителей для улучшения качества образования использовать просто необходимо.

Председатель Воронежской городской Думы Александр Шипулин также высказал мысль о том, что предложения и идеи, озвученные в ходе педсовета, обязательно должны привести к решению главной задачи и органов власти, и педагогического сообщества – повышению уровня воронежского образования. А для этого, уверены во властных структурах, необходимо повышать прозрачность работы отрасли.

И предложение Сергея Колиуха о создании координационного совета – лишь один из шагов в этом направлении. Как сказал Сергей Михайлович, сегодня уже и назначение директоров школ перестало быть прерогативой исключительно департамента образования – чтобы отобрать более эффективного управленца для руководства образовательными учреждениями, желающие занять вакантное место должны проходить через конкурсные процедуры. И это идет только на пользу отрасли.