Газета,
которая объединяет

День города

Археологический музей-заповедник отметил 370-летие Костенска
Рубрика: от
Автор:

Как на праздновании всякого дня рождения, гостей хватало, а хозяева отличались гостеприимством: в минувшую субботу в Костенках отметили значительную дату – 370-летие города, которого нет ни на одной географической карте. Пригород Воронежа Костенск – по-научному даже не городок, а острожек – был основан в 1642 году в защитной системе Белгородской засечной черты.

Как он выглядел – досконально не скажет никто; до наших дней «дожил» только схематичный план городка, датированный XVII веком. Но атмосферу и колорит того времени старательно передает выставка, развернутая в помещении государственного археологического музея-заповедника «Костенки».

Типичный служилый

Главный научный сотрудник музея, кандидат исторических наук Ирина Котлярова, будучи ведущей торжества, пояснила: археологический материал, представленный на выставке, найден в Воронеже, во время раскопок 2011 года. Проводились они в центре города, неподалеку от здания Ильинской церкви, на Севастьяновском спуске. И – по результату – явились, по сути, прорывом в области воронежской археологии.

Большая часть «откопанных» предметов находилась в подполе рядовой жилой постройки конца XVI – начала XVII веков. То есть – самых первых лет существования города-крепости.

– Решив отметить 370-летие города Костенска, мы понимали: выставка, которую уместно подготовить к этой дате, должна располагать вещественным материалом, – рассказывала Ирина Владимировна. – Поскольку любая музейная выставка держится на конкретных вещах, предметах того времени, которому посвящена. Меж тем XVII век крайне скудно представлен во всех наших музеях. И чтобы его визуально показать, мы воспользовались находками университетских археологов, которые раскопали самую древнюю постройку города Воронежа. В ней жил служилый человек с семьей. Поскольку недалеко от Ильинской церкви находилась стрелецкая слобода, это мог быть стрелец. Или пушкарь, паливший из пушек, или затинщик, стрелявший из затинной пищали, или же воротник, обслуживающий южные Ильинские ворота; все эти люди могли проживать в непосредственной близости от крепостных стен. В любом случае, хозяин найденного жилища однозначно был человеком служилым – иным категориям населения разрешалось селиться не в самом городе, а только на посаде вокруг него. В пользу высказанной версии «говорят» и найденные сапожные подковы: в то время служилые люди шили себе сапоги из юфти (кожи крупного рогатого скота) или сафьяна (козлиной кожи), подошву подбивали мелкими гвоздиками или подковами.

Исходя из того что материал, обнаруженный при раскопках на Севастьяновском съезде, красноречиво повествует о домашнем укладе первого воронежского поселенца, его и показали на выставке в Костенках. Ведь в отрожке Костенск тоже обитали служилые люди. Пользовались теми же предметами утвари, отличались теми же привычками и повадками, что и первые воронежцы.

Царское дело

Стоит отметить, что сегодняшние Костенки – довольно большое село на берегу Дона, в 45-ти километрах от Воронежа. А впервые этот населенный пункт упомянут в «Писцовой книге» 1629 года. Костенск, отстроенный как одна из крепостей линии укреплений длиной около 800 километров, был призван защищать русскую землю от набегов крымских и нагайских татар. Со временем надобность в такой защите отпала – во второй половине XVIII века российская граница сместилась южнее, и укрепления Белгородской черты потеряли свое оборонительное значение. Екатерина II превратила город Костенск в село Костенки – указом от 1779 года. Зато другой монарх, Петр I, о престиже места заботился довольно ревностно: в свой первый же приезд в Воронеж он, узнав о находках древностей в Костенске, направил туда солдата Преображенского полка Филимона Катасонова «для обыску больших костей». А в 1703 году император возил в Костенск иностранных дипломатов – и «некоторые из них взяли себе сувениры – выкопанные из земли зубы». Сам царь определил их как слоновьи. И предположил: это останки боевых слонов армии Александра Македонского, погибших на Дону от сильных холодов. Понятно, что ничего другого «придумать» было нельзя: в петровскую эпоху еще не существовало слово «мамонт». А мир считался сотворенным шесть с небольшим тысяч лет назад.

Так или иначе, дело Петра не пропало – в том смысле, что интерес к древностям Костенска не просто сохранился по сей день, но и вылился в практические результаты. Которым, без сомнения, предстоят развитие и обобщение: помимо охраны культурно-исторических ценностей, сотрудники музея активно занимаются научными исследованиями.

Под мусорной кучей

Глиняная посуда, детские игрушки, свистульки, гвозди, нательный крестик… «Служилая» экспозиция – не громадных масштабов, но каждый экспонат – буквально на вес золота. Из редкостей редкость. А кого благодарить за такие богатства?..

– Все началось с того, что губернатор Алексей Гордеев создал общественный совет по археологии, – воспроизвел предысторию вопроса заведующий Музеем археологии ВГУ, кандидат исторических наук Виктор Ковалевский. – На заседании этого совета и была высказана идея провести раскопки в исторической части Воронежа. Поскольку за всю его историю там раскопки не проводились. Какие-то незначительные работы велись, в том числе и мной, но – бессистемно. А здесь ставилась задача найти древний город времен его основания. То есть – XVI столетия. Он вроде обозначен в письменных источниках, но… Где конкретно искать предметы быта – никто не знал.

– И как определились на этот счет?

– Вели переговоры с местными жителями, выясняли, где лучше заложить раскоп. И заложили его в трех местах; главный – на Севастьяновском съезде. Работы проводила кафедра археологии ВГУ.

– Где «подстерегла» удача?

– Во дворе заброшенного дома, разбросав не одну тонну мусора, мы попали на непотревоженную постройку XVI века. Первым найденным предметом оказался глиняный горшок…

Интерактивные новшества

Фотографии, запечатлевшие процесс раскопок на Севастьяновском съезде, также выставлены – для полноты картины. Дан и исторический срез исследований: в экспозицию помещены портреты первых ученых-добровольцев, планомерно изучавших Костенки как родину археологических памятников эпохи верхнего палеолита.

Эмоциональному восприятию выставки способствовало ее оформление – замечательное а-капельное пение первокурсницы Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей Анастасии Хрыкиной (праславянский репертуар – адекватный «юбилею» несуществующего городка) и тематический фильм, созданный Ириной Котляровой и студенткой Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Полиной Палий.

– В современных музеях интерактивные элементы представления экспозиций применяются очень широко, – остановилась на техническом – «киношном» – моменте Ирина Владимировна. – Мы же впервые применили видеоматериал как иллюстрацию к выставке. Четырнадцатиминутный фильм посвящен времени основания Костенска, Белгородской засечной черте, показанной в фотографиях, комментариях и т.п. То есть, с одной стороны, наша выставка – классическая, представляющая уникальные предметы XVI-XVII веков, с другой – использующая технические новшества и достижения. Посетителю, пришедшему в музей и попавшему на «сеанс», совсем не обязательно общаться с экскурсоводом: он слушает текст и попутно осматривает выставку.