Газета,
которая объединяет

Кому кота в мешке?

Рубрика: Колумнистика№ 88 (1516) от
Автор: Анна Жидких

Примета нашего времени: едва ли не любые предмет, продукт, услугу можно купить, не подходя к кассе. То есть – дистанционным способом: зашел в Интернет, набрал в поисковике ключевое слово – и вот тебе развернутая информация на тему «где, что, почем». Делай заказ –  получай желаемое. Зачастую – с доставкой на дом.

Все большее количество людей пользуются таким удобным способом приобретения товаров, что закономерно: его плюсы – очевидны. Минусы – тоже: поди пойми по описанию, составленному умельцами расхваливать все и вся, истинное качество того, что собираешься купить. Заказывая «дистанционный» товар, мы не можем его примерять, опробовать (например, посидеть на нем), потрогать руками. Понюхать, наконец… 

Как не оказаться в дураках, решившись на дистанционную куплю­-продажу? Вопрос обсудили на круглом столе, организованном ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» – именно с той позиции, что покупка товаров через Интернет, телемагазины, рекламу, со склада, а также в других нестационарных пунктах признана рискованной. Хотя и очень перспективной. 

– Это относительно новый способ продажи товаров в Российской Федерации, – начал разговор ведущий круглого стола, заместитель главного врача ФБУЗ Михаил Чубирко. – В Европе такая продажа распространена очень широко, и специалисты говорят, что через 2­-3 года примерно четверть всех покупок будет приобретаться именно дистанционным способом. 

Правоотношения между продавцом и покупателем по договору дистанционной купли­-продажи регулируются несколькими нормативно­-правовыми актами. В первую очередь – ГК РФ и законом «О защите прав потребителей», 26­-я статья которого контролирует процесс. И утверждает, что покупатель без объяснения причин может вернуть продавцу покупку (неважно, качественная она или нет) в течение семи дней. А если приобретенный товар оказался некачественным, имеет право отказаться от него в период гарантийного срока. 

При дистанционной покупке нужно обязательно распечатывать и проверять товар, прежде чем заплатить курьеру деньги. И требовать письменной информации о том, куда этот товар можно вернуть. И кому, в случае чего, предъявить претензии. Если курьер настаивает, что распечатывать (проверять) приобретение нельзя, не заплатив за него, или не предоставляет информацию о фирме­-продавце и ее адресе, лучше всего отказаться от покупки. Какой бы ни была причина отказа, вы не обязаны платить курьеру за доставку товара. 

Кроме названных документов, правила продажи «дистанционных» товаров регламентируются постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 года №612. При всем том в противоречия с существующей законодательной базой «заочная» торговля входит не часто. В докладе заместителя начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Воронежской области Ольги Агишевой прозвучало: в прошлом году поступило всего шесть письменных обращений граждан по вопросам нарушения прав потребителей в сфере реализации товаров дистанционным способом. По двум из них проведены внеплановые мероприятия по надзору – в отношении ИП Спивак Л.И. и ООО «Автолидер». Обе организации осуществляли продажу автозапчастей. Основное нарушение – не доведение продавцом до потребителей полной и достоверной информации. Помимо непредоставления исчерпывающих сведений, осуществлялась продажа товара ненадлежащего качества, без документов, подтверждающих заключение договора купли-­продажи и оплату товара. 

ООО «Авто Спутник» также нарушило «Правила продажи товаров дистанционным способом». Заявитель заказал через интернет­-магазин лампу накаливания для автомобиля. И – маленький нюанс: проверить наличие маркировки оказалось невозможным. 

Подчеркнем, что при возникновении конфликта интересов проще разбираться с организациями, зарегистрированными на территории области. Если же «контора» базируется вне ее – вашу жалобу переадресуют по «месту жительства» продавца. Так, одно из прошлогодних обращений в Роспотребнадзор перекочевало в Ленинградскую область, где прописан торговец. Понятно, что в подобных случаях процесс затянется. 

Еще одна важная ремарка: интернет­-продавцы, также сидевшие за круглым столом, дружно жаловались на производителей техники. Они, обитающие в любом уголке страны и за ее пределами, часто указывают ложные адреса сервис­-центров в российских городах. Корректировать ситуацию продавцу (то есть посреднику) существующее законодательство не позволяет. И какую же достоверную информацию можно «трясти» с реализатора, если он сам – заложник чужой, никому не подконтрольной отсебятины?