Газета,
которая объединяет

Жил-был у мастера желтенький козлик

Рамонская умелица создает соломенные чудеса
Рубрика: от
Автор:

Забавная, «теплая», полная очарования вещица заставила предположить, что ее автор – личность неординарная. Что и подтвердила наша непродолжительная беседа. Умелица оказалась человеком очень скромным, но плодотворному общению это обстоятельство ничуть не помешало.

Бирюльки вместо хлебниц

– Лиана, простор для прикладного творчества широк, материалов подходящих – море. Почему же именно плетение и именно солома?

– Плетение меня интересовало с детства. Тогда же получила азы знаний, а навыки формировались постепенно. Сначала научилась плести из лозы: создавала корзинки и прочие нужные в быту вещи. Учиться было не у кого: это сегодня ремесла потихоньку возрождаются, а в восьмидесятые самое незатейливое умение являлось большой редкостью. Приходилось осваивать технологию ремесла по книжке – единственному источнику ценных «деловых» знаний. Не сразу, не без труда, но справилась. Стала плести всякую домашнюю утварь. И сейчас продолжаю «производство» всевозможных хлебниц, подставочек и тому подобного добра.

– А как случился переход к созданию декоративных изделий?

– Мне предложили вести в школе детский кружок. Тогда-то и задумалась над тем, что лоза – весьма сложный в подготовке материал. А чуть раньше подруга привезла из Белоруссии книгу, посвященную плетению из соломы; оказывается, там такой тип рукоделия очень распространен. Технику работы с новым видом сырья поняла довольно быстро. И стала делать всевозможные «бирюльки», показавшиеся, правда, поначалу не очень интересными. Занималась этим, большей частью, ради деток – соломенные заготовки детворе легче обработать, чем лозу.

– И что – особого труда «переход» от лозы к соломе не потребовал? Или все-таки сложности были?

– В работе с соломой есть один хитрый прием, называется «крученый шнур». В книжке он был показан в плоскостном виде. А вещь-то должна получиться объемная! Вот с этим приемом возникли определенные трудности. Зато когда я теперь показываю такую «хитрость» деткам – ловят практически на лету. Просто «с листа» его читать оказалось тяжеловато...

–То есть у вас и сейчас есть ученики?

– Увы, нет. Нашу сельскую школу, под Рамонью, закрыли. Иногда заинтересованные люди находят меня сами, просят показать наглядно процесс работы, поделиться секретами. Я не отказываю. Кстати, интересуются этим делом как девочки, так и мальчишки. Одному недавно, придя в гости, показала, что к чему – парень за вечер сплел змейку.

От лета до зимы

– Кстати, о змейках. Я смотрю, для вас более привлекателен анималистический жанр. Почему?

– Так интересно же! Подходил год дракона (не совсем животное, но близко к тому) – и я все думала, как же дракошу сплести. Думала-думала – и додумалась 30 декабря! Сделала. По-моему, получилось неплохо. Очень нравятся лошадки. Из недавних работ – приглянувшийся вам и симпатичный мне самой соломенный козлик (не только симпатичный, но и, кажется, волшебный: вид у зверька очень необычный. – прим. авт.)

– Идеи всегда, как в случае с драконом, авторские?

– По-разному. Конь, кукла – изделия традиционные. Я же все-таки осваивала ремесло по книге, там много именно традиционных примеров. А так – в основном идеи мои. Опыт многое подсказывает. Иногда что-то получается неожиданно, и по факту оказывается, что это интересно.

– Тогда об опыте: сколько лет занимаетесь прикладным творчеством?

– Порядка двадцати. Но, конечно, это хобби: основная моя деятельность – работа в Институте сахарной свеклы. Так что соломе уделяется время по остаточному принципу. Долгими зимними вечерами. Летом-то особо некогда плести. В эту пору надо заготовить материал, солому и лозу. С утра, бывает, схожу к реке, на берегу нарву стеблей... Солому должна срезать сама: мятая, из-под комбайна, не годится. Потом нужно все просушить, почистить, разрезать на отдельные коленца, рассортировать. Подготовка, в общем, занимает уйму времени. Хотя и она – в удовольствие.