Газета,
которая объединяет

Причинно-следственный характер

Для Александра Алехина противостояние преступности – не работа, а образ жизни

Не так давно руководство Главного управления МВД России по Воронежской области объявило сотруднику следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ Александру Алехину официальную благодарность: «За высокий профессионализм и гражданскую ответственность, проявленные при раскрытии тяжкого преступления». Поводом стало вовсе не очередное, переданное в суд громкое дело, а поступок, совершенный минувшей зимой во время вечерней прогулки с женой и маленькой дочерью.

В тот день Александр отправился с семьей в парк Оптимистов, расположенный в Юго-Западном районе рядом с улицей Комарова. Неожиданно на одну из тропинок лесного массива выехала «Волга». В это время года машины в парке – редкость. К тому же двигалась она как-то неуверенно. А потом и вовсе не вписалась в поворот и врезалась в дерево. Когда двигатель заглох, из салона выбрались двое крепких молодых людей.

Случай в зимнем лесу

Александра Алехина не назовешь верзилой. Среднего рос­та, обычного телосложения, интеллигентный молодой человек, в 2007-м закончивший воронежский госуниверситет. К тому же на прогулке с женой и дочерью он был без оружия. При подобных обстоятельствах большинство людей просто прошли бы мимо. Скорее, даже решили бы изменить маршрут, чтобы не искать проблем. Но у Александра Алехина другой характер.

Если есть причина подозревать наличие у ситуации криминальной подоплеки, он должен докопаться до истины, разложить все по полочкам и расставить точки над «i». Поэтому он тут же направился к остановившейся машине и поинтересовался у парней, что случилось и как они тут оказались. Те проигнорировали его вопросы. Тогда Александр достал служебное удостоверение и потребовал рассказать, в чем дело.

Молодые люди, от которых разило алкоголем, сообщили ему, что они несовершеннолетние. После этого один из них вдруг заявил, что ему пора домой, и рванул в лес. Второй замешкался. И тут выяснилось, что авто, ко всему прочему, еще и дымится. В любой момент мог произойти взрыв.

Оказалось, что оставшийся в лесу парень при аварии был травмирован и не в состоянии сам быстро отойти от машины. Поняв это, Александр сразу же оказал ему помощь и перенес молодого человека на безопасное от «Волги» расстояние.

После незнакомец признался: автомобиль они с другом угнали. Просто хотели покататься. Но из-за выпитого не справились с управлением и врезались в дерево.

Алехин немедленно позвонил в отдел полиции Советского райо­на и выяснил у дежурного, были ли за последние часы сообщения об угоне «Волги». Оказалось, что ее владелец буквально только что написал заявление о пропаже авто. Тогда Александр попросил прислать в лесной массив наряд полиции и «скорую», чтобы забрать одного из угонщиков.

Задержание второго стало делом нескольких часов. Вскоре оба молодых человека предстали перед судом. Александр же выступил в весьма непривычном для себя качестве – в качестве свидетеля. А вскоре руководство Главного управления МВД России по Воронежской области приняло решение вынести ему официальную благодарность.

Ростовские «нурафенщики»

– Приятно, конечно, – улыбается Александр Алехин, демонстрируя корреспонденту «Берега» документ, вставленный в красивую деревянную рамку. – Но тогда я меньше всего думал о том, кто и как оценит мой поступок. Просто ситуация выглядела слишком подозрительной, значит, надо было в ней разобраться. Я ведь еще со школы хотел работать следователем, хотя родители никак не связаны с правоохранительными органами. Кстати, и жена – представитель одной из мирных профессий: бухгалтер в детском саду. Родные для меня – самые близкие и дорогие люди, и общих интересов у нас очень много. Но при этом я был уверен: работать буду только в правоохранительных органах.

Поэтому после окончания юридического факультета ВГУ для Александра вопрос о том, куда пойти работать, не стоял. Пошел следователем в Цент­ральный райотдел. Там и трудился до 2010-го, пока его не перевели в Главное следственное управление тогда еще ГУВД по Воронежской области, в часть, занимающуюся расследованием организованной преступной деятельности. Теперь дела у Александра намного объемнее, сложнее и интереснее.

– Летом прошлого года я закончил дело: азербайджанцы, жители Ростовской области, сбывали в Воронеже фальшивые тысячные купюры, – вспоминает Алехин. – Ходили по аптекам, покупали недорогое лекарство в пределах 100 руб. и получали сдачу «правильными» деньгами. В итоге сбыли 25 фальшивок. Еще 10 изъяли у них при обыске.

– На чем же «погорели»?

– Их опознала продавщица в аптеке. Они пришли к ней уже в четвертый раз. Покупали, как всегда, нурофен. Расплачивались традиционно тысячной купюрой. И хотя в самой аптеке не было оборудования, которое бы распознало фальшивки, но уже известно стало – кто-то расплатился здесь несколькими подделками. Продавщица стала внимательнее осматривать купюру и заподозрила неладное. Вызвала сотрудников ППС, и те задержали преступников.

– Они оказались профессиональными фальшивомонетчиками?

– Обычными парнями 25-30 лет. Дома занимались торговлей: продукты питания, овощи. Потом им кто-то сказал, что в Воронеже можно неплохо подработать, сбывая поддельные купюры. Вот они и приехали. Суд уже состоялся: одному дали три года, другому – четыре.

«Мастера» на все руки

– Были ли у вас дела с большим числом потерпевших?

– В этом году направил в суд дело из 8 эпизодов. Двое (один  гражданин Грузии, другой воронежец) похищали на трассе «Дон» из машин ручную кладь, сумки и барсетки. Преступления происходили в Бобровском, Каширском, Лискинском районах. Когда люди останавливались – кто на АЗС, кто отдохнуть и перекусить, – преступники тайно проникали в автомобиль. Действовали, не попадая в поле зрения потерпевших. По ряду эпизодов их «улов» составлял до 100 тыс. руб. Среди тех, кто остался без наличности, были даже трое жителей Германии и одна гражданка Мальты.

– Воровали ночью?

– И днем тоже. Ставили машину метров за 300 от людей, чтобы те расслабились, чувствуя себя в безопасности. Потом незаметно подбирались и крали из салонов вещи. «Работали» так уже давно. Гражданин Грузии признался нам, что промышляет подобными кражами уже 15 лет, но при этом ни разу не был судим.

– Как же удалось их задержать?

– В этом заслуга оперативников. Они получили информацию о том, что на трассе действуют двое воров, передвигающихся на автомобиле. Стали ловить «на живца». Выбрали стоянку на трассе, встали между фур. Ночью увидели, как подъехала машина, вышел грузин и его русский подельник. Проникли в автомобиль оперативников, забрали вещи. Тут их и задержали с поличным. Потом была установлена связь с другими преступлениями.

– Каким делом занимаетесь сейчас?

– В нем трое обвиняемых, двое подозреваемых и восемь соединенных эпизодов преступной деятельности. Похищали в Воронеже автомобили отечественного производства – «Приоры», «пятнашки», «десятки», переваривали ВИН-номера и реализовывали краденые машины с новыми документами.

Документы же покупали вместе с машинами, которые попали в аварию. Когда автомобиль сильно поврежден, то стоит копейки. Преступников же интересовал только ВИН-номер и документы. Под них потом похищали похожие автомобили. У старых машин вырезали заводские номера и вваривали в краденые. А потом продавали свою «поделку» по рыночной стоимости.

Участники преступной группы все делали сами: и вскрывали авто, и угоняли, и даже варили ВИН-номера. Никто из них ранее не был судим. Более того, многие имели весьма приличную работу. Один, например, оказался банковским служащим.

«Война и мир»

Кстати, сам Александр своей работой очень доволен:

– Ни в какие частные структуры уйти не тянет, – улыбается он. – Ни в детективное агентство, ни в адвокатуру. Мне на моем месте очень интересно. Если пару лет назад было непросто с финансовой точки зрения, то теперь, когда подняли в полиции зарплату, на жизнь семье вполне хватает.

– Что сегодня для вас самое сложное?

– Как, наверное, и для всех следователей – бумажная работа. Если в деле 10 эпизодов, значит, в суд пойдет 10 огромных томов, каждую бумажку в которых надо не просто подготовить, согласовать, но и правильно составить. В итоге, каждое дело – как «Война и мир» по объему. При этом прокуратура осуществляет за нашей работой тщательный контроль. И в деле не то что ошибки, а даже опечатки выявляются и исправляются. Но мы стараемся, чтобы дела на доследование возвращались как можно реже.

– Как ведут себя во время следствия преступники?

– По-разному. Лишь очень немногих мучает совесть. Такие с нами сотрудничают, дают показания. Но чаще приходится сталкиваться с другой позицией: «Ты следователь, вот и доказывай, а я ничего говорить не буду». Ну что ж, как правило, у нас получается и собрать доказательства, и отправить дело в суд. И «молчунов» ждет только более строгое наказание.

– Планы на будущее строите?

– Работать. Какие еще могут быть планы? – отвечает Александр. – Повышать свой профессионализм, стремиться к еще более высоким результатам. И дочку растить – ей недавно годик исполнился.