Газета,
которая объединяет

«Колкая» статистика

В области снижается число зарегистрированных наркопреступлений
Рубрика: ЧП/Криминал№ 69 (1496) от
Автор: Юрий Бабаян

Такие данные были озвучены в ходе прошедшего в среду в прокуратуре Воронежской области межведомственного совещания по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

Оказывается, по линии всех структур, ответственных за выявление подобных нарушений закона, отмечается снижение показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Воронежцы стали меньше употреблять наркотики? Сомнительно…

Что это за структуры? Разумеется, речь идет прежде всего об управлении Госнаркоконтроля и Главном управлении МВД России по Воронежской области.

Работа «на ноль»

В целом за пять месяцев 2012 года число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, снизилось на 15,2 % – с 949 до 804. Из данного числа наркополицейскими выявлен 41,3 % фактов преступных посягательств в сфере незаконного оборота наркотических средств. В числовом выражении это – 332 случая против 373 за аналогичный период прошлого года. Снижение показателей составило 10,9 %. У воронежской полиции результат не лучше: 472 преступления против 566, выявленных годом ранее. Падение – 16,6 %.

На совещании были отмечены снижение активности работы, направленной на выявление фактов организации и содержания притонов для потребления наркотических средств, просчеты в организации и осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Прокурорской критике подверглись и сотрудники госнаркоконтроля, предоставившие «нулевые» отчеты выявленных преступлений данного профиля в ряде областных территорий. Среди них – Воробьевский, Каширский, Нижнедевицкий, Репьевский, Терновский, Эртильский районы и Нововоронеж. Сложно поверить, что это – островки «безнаркотического рая». «Классические» же полицейские стабильно мало выявляют нарушений, связанных с оборотом наркотиков, в Острогожском и Петропавловском районах.

В ходе совещания также были отмечены нарушения закона при учете, регистрации и рассмотрении сообщений о наркопреступлениях. До сих пор остается острой проблема отказа органов внутренних дел в возбуждении уголовного дела по преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, даже при наличии всех признаков состава преступления. Проверки по фактам сбыта наркотиков употребившим их лицам также проводятся не во всех случаях (уж не это ли становится причиной появления «нулевых» отчетов?).

Закон «виноват»?

Справедлива ли прокурорская критика? Ее легко проверить, полистав новостную страницу ГУ МВД по Воронежской области. Например, изучив архив новостей главка за июнь – начало июля 2012 года, корреспондент «Берега» нашел лишь девять упоминаний о выявленных наркопреступлениях. Понятно, что на деле их должно быть больше – не все же случаи находят свое отражение на сайте. Но за потоком информации о спортивных и культурных достижениях воронежских полицейских и благодарственных письмах в адрес главы ГУ МВД редкая информация об успехах в области борьбы с преступлениями данного профиля просто теряется.

В Управлении Госнаркоконтроля по Воронежской области приводятся несколько иные цифры зарегистрированных преступлений – 353. Они все равно ниже показателей аналогичного периода прошлого года, но не настолько. А вот с фактом снижения числа выявляемых притонов в ведомстве согласны. Впрочем, уменьшение этого показателя с 59 до 39 случаев здесь объясняют просто: в декабре прошлого года вступил в силу закон Воронежской области №172-ОЗ «О некоторых мерах, направленных на сохранение жизни и здоровья граждан на территории Воронежской области». В результате в первом квартале текущего года в регионе почти в три раза сократились продажи кодеинсодержащих препаратов, и в два раза –употребление наркотического средства дезоморфин.

Кстати, по статистике Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, две трети реализуемых ранее аптеками кодеинсодержащих препаратов ранее шло не на цели обезболивания, а для приготовления дезоморфина в домашних условиях. Но все равно списывать столь существенное снижение показателей только на факт запрета продажи таких веществ было бы неправильным. Видимо, проблема имеет глубинные причины, разбираться с которыми теперь предстоит руководителям профильных ведомств.