Газета,
которая объединяет

«Взбесившиеся» автобусы

В Воронеже обсудили проблемы безопасности на транспорте
Рубрика: ЧП/Криминал№ 68 (1495) от
Автор: Юрий Бабаян

Политика невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов принесла свои негативные плоды: количество аварий на транспорте в последние годы резко возросло. И даже «железка», традиционно считающаяся самой безопасной, уже не может похвастать той степенью защищенности, которую имела еще недавно.

Как противостоять этим негативным тенденциям? На этот вопрос пытались дать ответ участники совещания по вопросам обеспечения безопасности движения в транспортном комплексе Российской Федерации, прошедшего на базе ЮВЖД.

Вода, земля, воздух…

По словам начальника Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Геннадия Сарафанова, традиционно серьезные вопросы вызывает безопасность на воздушных судах. Только за первое полугодие 2012 года в сфере коммерческих авиаперевозок произошло 14 авиапроисшествий, из которых 8 – катастрофы, унесшие жизни 44 человек. Показатели происшествий превышают аналогичные данные за первое полугодие 2011 года на 62%. Причем основные «герои» сводок, как правило, перевозчики, имеющие незначительный парк машин. В то же время, именно такие компании сегодня занимают долю в 57% рынка коммерческих перевозок воздушным транспортом.

Серьезную обеспокоенность Рос­транснадзора вызывает и ситуация на внутреннем водном транспорте. Учитывая сезонность и невысокую рентабельность таких перевозок, компании, их осуществляющие, зачастую пренебрегают требованиям безопасности, пытаясь извлечь максимальную прибыль за короткий срок. Такой подход, в частности, стал причиной резонансного крушения теплохода «Булгария». Между тем, даже изрядно потрепанный временем парк судов можно эксплуатировать на надлежащем уровне, если выполнять необходимые требования по безопасности.

С техническим состоянием пассажирских автобусов ситуация в основном не столь плачевна. Но и к автоперевозчикам у работников ведомства вопросы возникают с завидной регулярностью. Например, о том, что более половины из них пытается избежать лицензирования и связанной с ним ответственности, оформляя регулярные перевозки под видом заказных. Ряд таких перевозчиков самовольно реконструируют салоны автобусов, превращая их в сплошные спальные места, которые в случае ДТП блокируют запасные выходы, зачастую обрекая пассажиров на смерть.

Одна такая авария, в частности, два года назад произошла на территории Воронежской области. После столкновения с легковым автомобилем автобуса, ехавшего из Брянска в Анапу, последний воспламенился, и в огне погибло два человека.

– Слишком либеральное законодательство сегодня не ставит барьеров подобным нарушениям, – поясняет Геннадий Сарафанов. – Например, за переоборудование автобуса, приведшее к человеческим жертвам, на перевозчика наложили штраф в размере трех тыс. руб.

…и железная дорога

Невелики штрафы и за нарушения, выявляемые на железнодорожном транспорте. Но здесь, говорит руководитель управления, ситуация выглядит не столь плачевно – из-за сохранения единого управления ОАО «РЖД». Впрочем, начавшееся дробление структуры уже и здесь приводит к негативным результатам.

Так, в общем числе возгораний, происходящих на железнодорожном транспорте, пожары на локомотивах стали занимать долю до 65% от общего числа. В 90-х годах прошлого века этот показатель не превышал 10%. Только с начала года был отмечен 21 случай излома боковых рам колесных вагонных тележек. Причем, причиной этого часто становится даже не заводской брак (хотя и эта проблема остается насущной), а нарушение условий эксплуатации изделия.

Большую озабоченность чиновников Ространснадзора вызывает и увеличение числа аварий на железнодорожных переездах. Только за первое полугодие 2012 года их уже было зарегистрировано 125 (50 человек пострадавших и 20 – погибших), два из которых произошли в Воронежской области.

Вообще, по словам Геннадия Борисовича, в зоне ответственности ЮВЖД за последние 10 лет случилось 115 таких происшествий, 30 из которых – в Воронежской области. Винить руководство дороги в них, естественно, нельзя: во всех этих случаях виновными были признаны водители транспортных средств, грубо проигнорировавшие правила дорожного движения. Но, учитывая, что ЮВЖД сегодня занимает второе место среди 16 подразделений ОАО «РЖД» по пассажиропотоку и пятое – по отправке грузов, работать на снижение этого показателя железнодорожники должны с работниками ГИБДД совместно.

По словам руководителя ЮВЖД Анатолия Володько, вопросами по обеспечению безопасности на подведомственном комплексе здесь стали заниматься уже давно. Так, только по показателю безопасности путевого хозяйства с 2002 года ЮВЖД прыгнула с 12-го на 3-е место в общем рейтинге структурных подразделений ОАО «РЖД». Но ряд проблем остался и поныне.