Газета,
которая объединяет

Патриарх воронежской живописи

70 лет со дня смерти Александра Бучкури
Рубрика: от

В Воронеже за всю его историю было немало хороших художников. Но Россия с дореволюционных времен знает в первую очередь Александра Алексеевича Бучкури и его портреты подгоренских крестьянок. Репродукции картин «Бабы на бугре», «Крестьянки», «Девушка в тени берез», «Свадебный поезд» публиковали лучшие иллюстрированные журналы того времени – «Нива» и «Солнце России». Они демонстрировались на престижных выставках в Лондоне, Мюнхене (1911 г.) и Венеции (1913 г.). Илья Ефимович Репин писал о Бучкури: «Он отличный художник, и я горжусь таким бывшим моим учеником!»

Родился Александр Бучкури 18 ноября 1870 года в слободе Бутурлиновка. Его отец был купцом, греком турецкого подданства. Воспитывал же Сашу с раннего детства в селе Хреновом отчим А.И.Михельсон. Рисовать мальчик начал в восемь лет – однажды изобразил с натуры соседскую лошадь.

В 1884 году семья переехала в Воронеж. Здесь Александр начал писать красками. Решение стать художником созрело в 1888 году во время посещения выставки картин Товарищества передвижных выставок. Тогда в Воронеже с большим успехом демонстрировались работы И.Е.Репина, Н.М.Шишкина, Н.А.Поленова и И.Н.Крамского. Но сначала Бучкури получил музыкальное образование – он играл в оркестре на рояле и скрипке.

В 23 года Александр Бучкури начал учиться в школе любителей рисования под руководством Льва Григорьевича Соловьева. Уже тогда проявился его интерес к крестьянской теме. Известен его ученический этюд, на котором изображены сидящие на траве крестьянки.

В 1898 году Бучкури приехал в Петербург, чтобы держать экзамен в Академию художеств. Перед Репиным предстал высокий, богатырского сложения человек с большими руками, глубоко посаженными, искрящимися глазами, которому, казалось, больше подошло бы выступать борцом в цирке. Первый прием оказался неласковым. Тем не менее Илья Ефимович попросил воронежца написать несколько этюдов. Один из них так ему понравился, что Репин взял Бучкури в студию княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, в которой он в то время преподавал. В студии были созданы идеальные условия для учебы талантливых молодых людей всех сословий.

В октябре 1899-го Александр Бучкури подал заявление о приеме в Высшее художественное училище Академии. Здесь его сокурсниками стали астраханец Борис Кустодиев и тамбовчанин Иван Горюшкин-Сорокопудов. Для получения звания художника Бучкури написал конкурсную картину «Смерть самозванца», имевшую такой шумный успех у публики, что ее тут же приобрел коллекционер из Швейцарии. Получив средства для жизни, Александр Алексеевич женился на художнице Вассе Епифановой.

В 1907 году молодожены переехали в Воронеж. Свою мастерскую Александр Алексеевич устроил близ города, в селе Подгорном. Селяне с раздражением восприняли непонятный им интерес художника к их персонам. «Один раз, – вспоминал Бучкури, – даже побить хотели, спасибо, хозяин предупредил: беги, бить собираются тебя… Говорят, кого ты списываешь, тех выселять будут!»

Постепенно отношения наладились. Свататься к подгоренским девчатам, чьи портреты появились в лучших столичных журналах, поехали лучшие женихи со всей России. В итоге в 1912 году появилась картина с прекрасным цветовым решением «Свадебный поезд», которая успешно экспонировалась на весенней выставке Академии художеств в Петербурге. Правда, революционно настроенные критики поносили Бучкури за то, что Россия и ее народ предстают в его работах сильными и прекрасными. «Я видел, конечно, работы «левых» художников на выставках, – рассказывал Александр Алексеевич, – но они меня как-то не трогали. Откровенно говоря, я просто не понимал их. А иногда они пугали меня!..»

Бучкури продолжал шагать своим путем. Он создал великолепные портреты Петра I, один из которых приобрела Воронежская городская Дума, а другой – Дворянское собрание. Многие работы мастера приобрела и щедро оплатила принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская. По просьбе Александра Алексе­евича она заказала и оплатила для Воронежской рисовальной студии коллекцию прекрасных копий античных статуй – Венеры, Аполлона, Юноны, Сатира и т.д.

После переворотов и революций 1917 года Бучкури оказался не у дел, его работы долго нигде не экспонировались. Жить пришлось за счет старых накоплений. Чиновники Наркомпроса внесли его в черный список. Даже в сарай во дворе Музея революции, в котором располагалось товарищество «Художник», ход Бучкури был закрыт. Только в 1933 году на выставке «Художники ЦЧО за 16 лет советской власти» появилась картина Александра Алексеевича «Завтрак на сенокосе», которую он писал в неотапливаемой тесной мастерской, отогревая краски дыханием. Поскольку эту работу приобрела редакция областной газеты «Коммуна», отношение к художнику начало меняться.

Настоящий фурор произвела в 1937 году работа Бучкури «Вывод», работать над которой он начал еще в 1910 году. На большом полотне (2х4 м) изображено публичное наказание молодой крестьянки, изменившей старому мужу. Супруг, узнавший об измене, гонит привязанную к запряженной лошади голую жену по деревне. В качестве истязателя Александр Алексеевич изобразил самого себя. Картина вызвала противоречивые толки. Партийные идеологи обвинили мастера в любовании обнаженной натурой, что снизило количество заказов.

Основную часть своего времени Бучкури уделял теперь ученикам, терпеливо передавая им свои знания и опыт. Говорил он так: «Рисуйте просто, как будто вы никогда не рисовали. Не будьте гордыми, не бойтесь с максимальным трудолюбием добиваться того, что есть в природе!» И еще: «Дайте поработать воображению зрителя, дайте возможность зрителю самому закончить вашу мысль. Надо, чтобы мысль зрителя пошла дальше, за тем действием, которое имеется в вашей картине…»

Ученики безумно любили своего учителя. Для них он был кумиром. Прежде всего их восхищала его недюжинная физическая сила. Александр Алексеевич мог запросто поднять тумбу вместе с натурщицей и перенести на более освещенное место! Во время работы кистью мастер прекрасно пел басом арии из опер. Иногда молодые художники устраивали ему настоящую овацию.

Перелом произошел в 1940 году, после того как картины Бучкури попали на московскую «Выставку мастеров старшего поколения художников РСФСР» и даже произвели там некоторую сенсацию. Журнал «Искусство» один из своих номеров полностью посвятил творчеству Александра Алексеевича. Деваться было некуда: местные власти назначили мастеру персональную пенсию, построили мастерскую, вернее, надстроили второй этаж его дома в Скорняжном переулке. Пошли заказы. Так появилась картина «Ворошилов и Буденный в 1-й Конной».

Когда началась война, воронежцы часто видели Александра Алексеевича в очередях за хлебом. Его жена к этому времени тяжело болела и не вставала с постели. В первых числах июля 1941 года партийные власти бросили город на произвол судьбы, не позаботившись ни о горожанах, ни о таких выдающихся людях, как Бучкури. 4 июля немецкие танки вошли в город. На следующий день в Воронеже стали хозяйничать добровольные помощники оккупантов. Они расстреляли художника и его жену.

…В прошлом веке на стене одного из зданий в Воронеже появилась памятная доска в честь А.А.Бучкури. К сожалению, она не сохранилась.

АЛЕКСАНДР ДЕГТЯРЕВ