Газета,
которая объединяет

Второе пришествие

Международный Платоновский фестиваль – состоялся
Рубрика: от
Автор:

Десять дней, отпущенных на шествие по воронежской земле второго Международного Платоновского фестиваля, уже стали историей. В которой останутся ярчайшие события масштабного форума искусств, объединившего представителей 15-ти стран, и «узкие» его места – без них ни одно живое дело не обходится. Видимо, не к сожалению, а к счастью: всякий опыт – сын ошибок трудных. А на ошибках, как известно, учатся.

По личному впечатлению, фестиваль номер два выгодно отличался от предшественника не только более плотной и интересной программой мероприятий (коих насчитывалось порядка пяти десятков). Он выполнил основную, может, свою миссию – вышел в народ. И в нем же обосновался: Воронеж натурально дышал фестивалем. Что же касается детальных итогов по горячим следам – лучше, чем директор Платоновфеста Михаил Бычков, контролировавший «процесс» непосредственно на местах от и до, их не подведет никто.

Пучина сия – не поглотила

Михаил Владимирович отметил, что в целом результатами фестиваля доволен, хотя нюансов обнаружилось предостаточно. Поэтому «нам есть куда расти…» Но удовлетворение от того, что уличные, бесплатные мероприятия, о необходимости которых кто только ни говорил после фестиваля первого, оказались очень и очень востребованными, а театральные и концертные залы собирали аншлаги – дорогого стоит.

– Среди проектов, интересных и знаковых для фестиваля, хотелось бы отметить эстафету-чтение Платонова на площади Ленина, – услышали журналисты на последней фестивальной пресс-конференции. – Я до конца не верил, что удастся собрать такое количество самых разных людей, очень занятых. Но нет: все-таки Платонов оказался вдохновляющим моментом, позволившим осуществиться нашим планам – при далеко не тотальном контроле с моей стороны. Ни один человек не подвел; был единственный отказ, но – тактичный и заблаговременный. Отсюда вывод: можем теперь идти на рекорд – брать произведения большего объема. Хотя до французов, которые сутками читали «Войну и мир» в маленьком городке (у них я и позаимствовал идею), нам еще далеко.

Погода благоволила фестивалю не всегда, но с фестивальной ночью – с 15 на 16 июня – повезло: едва завершился грандиозный концерт в Рамони – началась сильнейшая гроза со шквалистым ветром. И люди, оставшиеся на месте события, героически спасали оборудование на миллионы рублей, которое бешеная стихия грозилась «сбросить» в пучину речную…

Не трагедия!

По мнению директора, второй фестиваль гораздо четче, чем первый, выполнил еще одну важную функцию: представил миру Воронеж с самой лучшей стороны.

– Замечательно передал Резо Габриадзе впечатление о нашем городе, который предстал перед ним теплым, мирным, гостеприимным, интеллектуальным, сердечным. Это очень, очень важно.

Удалась книжная ярмарка – начинание, которое надо, по мнению большинства, продолжать. Стоила она дорого (добрую половину средств выделил книжный клуб «Петровский», где на протяжении всех десяти дней работал пресс-центр фестиваля). Но популярность, которой пользовалась развернутая на площади Ленина книготорговля (в присутствии, напомним, известных российских писателей) доказала, что в данном случае овчинка с выделкой – гармоничная пара. Вообще же литературную программу фестиваля целевым образом поддерживал Фонд Прохорова, который хоть и «обрезал» взнос относительно прошлого года (в пять раз), но свой миллион перечислил-таки.

Самый громкий «прокол» фестиваля – срыв заявленной программы «Безондерс» Леонида Федорова и Владимира Волкова (группа «Аукцыон»), которую ждали многие. Что не срослось?

– Я не хотел бы пресс-конференцию, посвященную итогам фестиваля, сводить к разбирательству с этими господами, – обозначил принципиальную позицию Михаил Бычков. – Скажу лишь, что когда мы выказали желание пригласить проект «Безон­дерс» – директор «Аукцыона» переправил нас к другим людям, которые, дескать, и должны этим заниматься. Таким образом, никаких оснований у Федорова и Волкова в чем-то нас обвинять нет – переговоров с ними просто не было. Подвели, скажем так, посредники, обещавшие благополучное устройство проекта. У меня есть копии документов, удостоверяющих перевод им денег, но… не хочу пока раздувать эту историю. А вообще я не без удовольствия воспринимаю ситуацию – ну хоть какой-то скандальчик на фестивале случился! Это всегда оживляет дело, привлекает внимание. Но если серьезно – разберемся во всем: ничего трагического не произошло.

Относительно участия в фестивале воронежских деятелей искусств (сейчас сведенном к нулю) директорская позиция однозначна: фестиваль длится 10 дней в году. А в остальные 355 воронежские литераторы, актеры, режиссеры, художники, музыканты могут презентовать свое творчество в любых формах и вариантах – лишь бы было что показывать.