Газета,
которая объединяет

Выборы без выбора?

Как мы будем голосовать в 2014-м
Рубрика: от
Автор:

Президент России Владимир Путин на днях озвучил состав правительства РФ. В числе персоналий, возглавивших те или иные министерства, россияне не нашли фамилии воронежского губернатора Алексея Гордеева. Как и не появилась она в связи с назначением нового полпреда президента в ЦФО. Так что те, кто усиленно отправлял главу региона обратно в Москву, оказались в очередной раз не правы.

О чем это может говорить жителям области? Много о чем, конечно. И в частности – о том, что им не назначат нового губернатора «сверху», а позволят его всенародно выбрать.

Известно, что в преддверии вступления в силу закона о прямых президентских выборах (1 июня) Кремль особо рьяно стал отправлять в отставку руководителей различных регионов, чтобы успеть заменить их своими людьми до того, как народ сможет «грубо» вмешаться в этот процесс. И понятно, что уйди сейчас Гордеев на министерскую должность, сюда был бы назначен новый губернатор, а жители региона ждали бы гарантированной федеральным законодательством возможности выбрать высшее должностное лицо еще пять лет. Теперь они смогут сделать это гораздо раньше. Ну, чисто теоретически…

«Муниципальный фильтр»

Пока неясно, в каком окончательном виде предстанет закон о прямых выборах губернатора в Воронежской области – регионам РФ дан срок привести свое законодательство в соответствие с федеральным до 1 июля. И спикер облдумы Владимир Ключников пообещал сделать это к отмеченной дате. Так что ждать осталось недолго.

Что именно отдается на откуп регионам? Во-первых, определять, будут ли иметь право баллотироваться на пост губернатора самовыдвиженцы. Во-вторых, если они данное право получат, сколько подписей им придется собрать (федеральным законом установлен «коридор» от 0,5 до 2% от общего числа избирателей). В-третьих, каким процентом от числа муниципальных депутатов и всенародно избранных глав администраций придется заручиться каждому кандидату (тут возможны варианты от 5 до 10%). И здесь начинается самое интересное.

Сегодня, по информации секретаря Избирательной комиссии Воронежской области Алексея Панкова, в Воронежской области насчитывается 898 депутатов районных советов и городских округов, которые, собственно, и наделены правом отдавать свой голос за того или иного кандидата на пост губернатора. Данные региональных отделений партий о численности фракций немного разнятся, но – в рамках статистической погрешности. Так, КПРФ имеет более 100 членов фракций в муниципальных органах представительской власти региона, «Справедливая Россия» – более 30, ЛДПР – менее 20. «Единая Россия» насчитывает в собственных фракциях примерно 750-780 членов партии и сторонников. Из 199 глав поселений, избираемых всенародно, членами и сторонниками «партии власти» являются практически все.

Простейшие математические выкладки дают понять, что в лучшем случае от оппозиции «муниципальный фильтр» смогут пройти только представители КПРФ – выдвиженцы же от других партий просто не наберут необходимого количества депутатских подписей.

Техника счета

Про самовыдвиженцев же, видимо, можно будет забыть и безо всякого «муниципального фильтра»: набрать необходимое число подписей (от 9,5 до 38,2 тыс. в зависимости от решения, которое примут депутаты Воронежской областной Думы) для подавляющего большинства будет просто нереально. А если кто и наберет – тут могут быть включены другие механизмы «фильтрации».

– Существующая система регистрации кандидатов различных уровней практически исключает возможность кандидату-самовыдвиженцу зарегистрироваться через процедуру сбора подписей, – говорит политолог Александр Косырев. – А судебная практика наглядно демонстрирует невозможность оспорить решение соответствующей избирательной комиссии в суде.

Конечно, вопрос о подписях может быть неактуальным в случае, если региональные парламентарии решат не позволять выходить на выборы самовыдвиженцам. Но, думается, позволят: самовыдвижение – идеальный способ обеспечить в случае необходимости «технического» кандидата. Например, если будет отсутствовать «соискатель кресла» от оппозиции. Оно же предоставляет возможность выдвинуть «нужного» кандидата при неожиданном резком снижении уровня популярности ведущей парторганизации.

В сегодняшней воронежской ситуации такое положение вещей приведет лишь к одному из двух вариантов: либо оппозиционным партиям придется договариваться о едином кандидате на пост губернатора, либо довольствоваться в лучшем случае участием в выборах представителя КПРФ.

Альтернативы нет?

Впрочем, сегодня в Воронежской области в связи с возможными выборами губернатора встает вопрос даже не о том, кто получит возможность претендовать на высший пост в регионе, а о том, кто реально сможет за него бороться.

– Губернатор Алексей Гордеев – признанный лидер не только для партийцев, но и для большинства жителей нашего региона, – говорит секретарь Воронежского регионального отделения партии «Единая Россия», заместитель председателя Воронежской областной Думы Владимир Нетесов. – Вокруг него консолидировались элиты, консолидировалось общество. Его поддерживает и оппозиция.

Понятно, что руководитель реготделения «Единой России» и должен хорошо отзываться о качествах губернатора, поддержанного партией, но Нетесов не лукавил. Еще в конце апреля в интервью одной из воронежских газет первый секретарь воронежского обкома компартии Сергей Рудаков пояснил однозначно: «Если Геннадий Зюганов меня спросит, я выскажусь за то, чтобы поддержать на выборах Гордеева и не устраивать псевдовыборы».

О псевдовыборах разговор неспроста. Дело не только в том, что закон максимально выхолощен и не позволяет допустить к выборам оппозиционных кандидатов – в области просто нет сегодня тех, кто мог бы составить реальную конкуренцию действующему главе региона.

– Отсутствие общественно-политической жизни прямо указывает на то, что в области нет общественно-политической элиты, – объясняет Александр Косырев. – Если ее нет, то никакие выборы не помогут. Если кто-то хочет составить реальную конкуренцию действующему губернатору, то этому смельчаку придется перестать бояться…

Правда, перестать бояться маловато будет для того, чтобы иметь шансы конкурировать в борьбе за губернаторский пост. На протяжении последних лет в регионе на всех уровнях осуществлялась информационная политика, направленная в первую очередь на формирование имиджа первых лиц. Значит, те кандидаты, которые задействованы в системе органов власти и могли бы представлять реальную силу на выборах, мало знакомы избирателям, соответственно, их попытки скорее всего обречены на провал. Те же, кто имеет достаточную узнаваемость, были отстранены от принятия решений и потеряли авторитет у электората. Остаются еще, правда, представители бизнеса, но зависимость от бюрократической машины сделала их осторожными, и они уже на рожон лезть не станут: в случае фиаско есть риск потерять все. Ожидать же, что конкурировать с Гордеевым решит другой федеральный министр – глупо: как гласит народная мудрость, один снаряд два раза в одну воронку не попадает.

При сегодняшнем положении вещей выборы, в каком бы виде их ни решили проводить областные депутаты, будут практически безальтернативными. И животрепещущим остается только один вопрос: когда состоится это действо?

Учитывая, что губернатор Алексей Гордеев был назначен на этот пост в марте 2009 года, то, согласно существующему законодательству, губернаторские выборы должны состояться во второе воскресенье марта 2014 года. Правда, в Государственной Думе уже прошел первое чтение законопроект ЛДПР о введении единого дня голосования на муниципальных и региональных выборах в четвертое воскресенье марта. Но в случае с Воронежской областью дела это не меняет – лишь отодвигает финал кампании на две недели.