Газета,
которая объединяет

Черед – наступил

В Воронеже прошел областной конкурс чтецов
Рубрика: Культура№ 48 (1475) от
Автор: Анна Жидких

«Солистов» набралось три с лишним десятка: молодые люди, понимающие толк в поэзии и декламации, состязались в областном молодежном конкурсе чтецов «Моим стихам наступит свой черед». Мероприятие, ставшее традиционным, прошло в Воронежском областном центре народного творчества (ВОЦНТ), который его и организовал.

Кроме сольных выступлений, конкурсная программа предусматривала показ литературно-музыкальных композиций. Масштабные формы требовали массовости – коллективы (детские театральные) ее и обеспечили. Правда, сосредотачиваться на сугубо статистических данных конкурса желания мало; есть вещи поважнее.

Географию с перспективой

Начну – принципиально! – с главного: конкурс показал, что сегодняшних «юношей питают» не только надежды, но и обращения к по-настоящему высокой – и это личное мое открытие – поэзии. Хорошо помню чтецкие «соревнования», на которых самым популярным автором был Эдуард Асадов. Не хочу ни в коем случае оскорбить ничью память (и уж, конечно, ничьих поклонников), но когда предпочтения конкурсантов вписываются в сусальное пространство, ограниченное графоманскими «буду-не забуду» и «руки-муки» – это отдает профанацией мероприятия как такового. Счастье, когда происходит иначе.

Участники из Воронежа и нескольких районов области – уже приличная география для любого конкурса. Но у нашего просматривается еще и четкая перспектива развития – географического в первую очередь. После увиденного и услышанного я просто уверена: если придать чтецкому конкурсу статус фестиваля – это будет один из самых многолюдных и востребованных «сборов». И один из самых «профильных» по составу аудитории. Во всяком случае, не наблюдалось ситуаций, когда бы люди, «отработавшие» свой номер, покидали зал с печатью на лицах «без нас – хоть потоп». То есть – при полном отсутствии интереса к происходящему далее: каждый с пристрастием слушал каждого. Поэтому, может, постфактум никаких разборок – «почему Петю наградили, а Васю нет» – не случилось. Более того, было очевидно, что ребята, слушая друг друга, по ходу дела учатся: после выразительного выступления «соперники» бурно выражали свои впечатления – аплодисментами и криками «браво». Не дожидаясь вердикта жюри.

А учиться, конечно, еще много чему надо. Самый заметный минус на фоне вышеперечисленных плюсов – неумение иного конкурсанта прочувствовать текст настолько, чтобы сделать его своим. Чаще происходит обратное: текст воспринимается как средство прилюдного показа себя, любимого, что естественно для типичного представителя племени младого. Собственно, с расставления подобных акцентов и началась зрелищная часть конкурса.

За строчкой – судьба

– Областной конкурс чтецов открывает вереницу камерных мероприятий, которые пройдут на базе нашего Центра, – проинформировала гостей директор ВОЦНТ Вера Галюк. – Сегодня мы, как и на момент возникновения организации, богатая история которой началась в довоенное время, занимаемся поддержкой талантливых людей во всех сферах самодеятельного творчества. Ежегодно по инициативе и при поддержке департамента культуры проводим до 25 областных, региональных и всероссийских фестивалей, среди которых – «Адрес детства – Воронежский край», «На родине Пятницкого», «Русь песенная, Русь мастеровая», «Песни над Доном», «Савальские россыпи». Сегодняшний, пятый по счету конкурс чтецов – явление того же ряда, позволяющее, кроме всего прочего, достойно представлять Воронежскую область за ее пределами. Поскольку победители попадают на всероссийские мероприятия.

После того, как собравшимся показали «Страсти по Марине» – фильм, посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой, способный потрясти даже не самого «тонкошкурого» зрителя – останавливаться на целях конкурса особого резона не было.

– Очень хочется, чтобы вы понимали: за каждой строчкой, за каждым стихотворением – судьба. Чаще всего – очень сложная, трагическая, – наставляла молодежь куратор конкурса, старший научный сотрудник ВОЦНТ Светлана Сукочева. – Мы же, выходя с литературными произведениями на сцену, порой забываем о том, что их фундамент – судьба писателя, драматурга, поэта. Надо об этом помнить в первую очередь. И очень подробно изучать того автора, который взят для представления на конкурсе.

Награды и герои

Обязательная программа включала произведения Марины Цветаевой, Роберта Рождественского, Игоря Северянина и Самуила Маршака – поэтов, чьи юбилеи приходятся на текущий год. Произвольная «разрешала» чтение стихотворения любимого поэта – на выбор. И до чего же приятным оказался этот «выбор»: Юнна Мориц и Александр Блок, Саша Черный и Николай Заболоцкий, Иосиф Бродский и Андрей Белый, Анатолий Жигулин и Алексей Прасолов…

По итогам конкурсного дня определились десять лауреатов. Обычно в обзорных материалах не останавливаюсь на лучших конкурсантах поименно – случай тот, когда правильнее благодарить за участие всех. Но, наверное, на сей раз есть у меня, как у члена жюри, право отметить некоторых награжденных: очень понравились четверо из них. Студент-медик Николай Маракушин, продемонстрировавший умение, подкрепленное личным обаянием, рассказывать чужой текст как собственный. Учащаяся ВУВК им. Киселева Татьяна Солошенко – готовая актриса-чтица, на мой взгляд. Легкость взаимодействия со сценой, ненатужный артистизм показал студент ВГУИТ Максим Тормышов. Выделился из ряда и актер россошанской молодежной студии театра РАМС Василий Гребенщиков, который явно и от природы одарен, и научен многому – благодаря педагогу Галине Хунгуреевой. Спасибо Галине – перехожу от солистов к композициям – не только за Василия; россошанцы замечательно «показали» композицию по Игорю Северянину «То было, может быть, давно, а может быть, недавно…» – маленький спектакль, изящный и гламурный под стать поэтике автора, его пикантному мироощущению.

Нужна индивидуальность!

Не менее симпатичное впечатление, впрочем, произвел конкурент РАМСа – детское объединение «Ди-джей-тинс» Дома детского творчества Советского района под руководством Татьяны Юрьевой. На контрасте с подчеркнуто театральным, манерным Северяниным выбранный для композиции Юрий Левитанский прозвучал – в унисон опять-таки авторской стилистике – «прямо» и просто до безыскусности, отчасти разговорно. Опытные актеры подтвердят – выполнить художественную задачу при таком, нехитром вроде бы раскладе бывает труднее, чем выдать нечто заковыристое.

– Приходится бывать на многих подобных мероприятиях, но чтобы общий уровень конкурсантов был таким крепким – это редкость, – подвела итоги «дня поэзии» председатель жюри, заслуженная артистка Украины Татьяна Сезоненко. – Поэтому все участники – победители; не важно, получили они лауреатские звания или нет. Было очень приятно видеть, что ребята, выходившие на сцену, получали удовольствие от присутствия на ней. Я, как и руководители сегодняшних чтецов, тоже занимаюсь педагогикой. И стихами люблю заниматься особенно, хотя это – самое трудное. Что тут важно? Во-первых, дикция: в принципе, здесь все справились, иногда лишь были «зашептывания» и скороговорки – возможно, от волнения. Дальше – сложнее: нужно обязательно дать понять, что актер хочет сказать стихотворением, почему он выбрал именно его. Обнаружить, что вложил поэт в текст. Так вот: не все понимали то, что читали – некоторые просто рассказывали слова. Еще момент – нужны заразительность, кураж, особая энергетика, способная воздействовать на публику. И, конечно, актерская индивидуальность, отношение к теме; для меня этот фактор – важнейший.