Газета,
которая объединяет

Система Станиславского на языке балета

В Воронеже выступил ансамбль им. Игоря Моисеева
Рубрика: от
Автор:

Ценители искусства ждали этого события долгих 5 лет – последний раз ансамбль гастролировал у нас в 2006 году! И вот на протяжении двух дней – 10 и 11 мая – танцорам с большой буквы, воспитанным выдающимся мастером, рукоплескали в Театре оперы и балета.

– Мы очень благодарны продюсеру Сергею Городнянскому, который привез нас сюда, – рассказала директор коллектива Елена Щербакова, в прошлом ведущая солистка ансамбля. – Дело в том, что это экономически очень сложно – нас ведь 80 человек. Зачастую организаторы гастролей говорят: «Ой, как вас много! Давайте вы приедете составом 45 человек, чтобы влезли в один автобус». Я не понимаю, как им в голову такое приходит?! Нельзя обрезать хореографию мастера!

Елена Александровна поведала, что, помимо огромного коллектива, у них еще и очень весомый багаж. «Одних костюмов у нас целая фура весом в 3,5 тонны. Костюмы уникальные, они все хранятся в железных кофрах. А вот декораций нет, Моисеев вообще был минималистом. Предпочитал, чтобы сцена была «черным кабинетом» или «белым кабинетом» – без мишуры, блесток, вензелей и цветочков…»

Программа «Танцы народов мира», которую привезли «моисеевцы», отличалась от той, что видели воронежцы 5 лет назад. Неизменными остались лишь так называемые визитные карточки – русский танец «Лето», в котором занято сразу 50 артистов балета, легендарные «Партизаны» и, конечно же, «Яблочко».Кроме этого, воронежцы увидели эстонский, калмыцкий, цыганский, аргентинский, болгарский танцы и молдавскую сюиту.

«У нас не просто танцовщики, у нас танцовщики-актеры. Если хотите, система Станиславского на языке балета. Это то, что придумал Игорь Моисеев, – рассказала Елена Щербакова. – Любое его произведение – даже 3-минутная миниатюра – имеет смысл!»

– Елена Александровна, у Игоря Моисеева был принцип: если артист ушел из ансамбля, то назад дороги нет. Сейчас что-то изменилось?

– Нет. Мы продолжаем все традиции Моисеева. Те, кто уходил из ансамбля, приходят теперь на наши концерты и сидят с грустными глазами. Они понимают, чего лишились, что это ансамбль наивысшего уровня, выше планки нет! Но вернуть уже ничего нельзя…

– Кто ставит танцы сейчас, после ухода маэстро?

– Равного ему хореографа нет, а делать хуже мы не хотим! Он за годы жизни поставил более 300 номеров, так что у нас огромный репертуар. Многие номера, которые давно не показывали, сейчас возобновляем. Естественно, новое поколение внесло свою индивидуальность в старые номера. Сейчас у нас танцует 7-е поколение «моисеевцев»!

– Я слышала, что у вас была совместная работа с болгарским хореографом…

– Да, и мы этим сотрудничеством очень довольны! Игорь Александрович говорил, что ему всегда в жизни помогал Его Величество Случай. Так произошло и у нас. Однажды я увидела прекрасную постановку,  спросила, кто ее автор. Мне ответили, что это молодой болгарский хореограф Живко Иванов. И я решила с ним познакомиться. Показала «упражнения на болгарскую тему» – Игорь Александрович хотел доделать этот номер, но не успел. Я спросила у Живко: «Ты сможешь это поставить?» И он ответил: «Да! Я на вашем ансамбле вырос!»

Времени у нас было очень мало. Мы как раз собирались на Дни культуры в Болгарию, а когда мы едем в какую-то страну, то всегда делаем последним номером их национальный танец – это такой сувенир от нас. Живко приехал в Москву и очень быстро «доделал» болгарский танец на основе того, который шел у Моисеева. Это пока единственный хореограф, которому удалось адаптировать хореографию Моисеева и внести свое видение. И это был удачный опыт. Премьера этого танца состоялась в Болгарии. Когда ведущий объявил премьеру танца Игоря Моисеева и Живко Иванова – народ кричал как ненормальный. Мы надеемся, что Живко будет продолжать с нами работать.

– В одном интервью внук Моисеева сказал: «Я доказал деду, что состоялся, и должен был принять его ансамбль. Но его окружение сделало все, чтобы этого не произошло…» Кого он имел в виду?

– Видимо, нас. То окружение, которое выбрал Игорь Александрович. Моисеев был таким человеком – если он говорил «да», значит это было «да». А если уж нет – значит «нет». И никто никогда с ним не спорил. Моисеев очень волновался за свой коллектив и предопределил то, что сегодня происходит. Если бы он хотел, чтобы его внук принял ансамбль, поверьте, он бы принял! Но тут просто внуком быть мало, надо знать всю подноготную ансамбля. Если бы внук хотел работать с дедом, то он делал бы это не тогда, когда деду исполнился 101 год, а хотя бы лет на 20 пораньше. Игорь Александрович всегда говорил: «Я добился всего сам, и вы должны достичь всего сами! А на моих лаврах почивать не надо!»

– Как вы наказываете артистов, если они, скажем, выпьют. Или опаздывают?

– А у нас непьющий коллектив! Дисциплина ансамбля настолько вызывает уважение у всех, кто с нами работает, что мы этим гордимся. Для танцовщика недопустимо, чтобы он выпил или пришел нетрезвый на репетицию. Сразу будет отчислен из ансамбля! Или если артист опоздал на работу, на репетицию – штраф. А как по-другому? Иначе коллектив распустится…

– А диету соблюдать вы их заставляете?

– Диеты – это да! За несоблюдение с предусмотрены штрафные санкции. Если человек выходит из формы и этого не понимает, по утрам ест пирожные, то мы снижаем зарплату за форму. Определенной «таксы» нет, все зависит от того, насколько артист не в форме. Если человек худой, пусть он ест хоть по 10 пирожных. Но если он начинает расползаться, то должен принимать меры. Первый раз мы делаем предупреждение, потом штрафуем, а потом машем ручкой. Быть в форме – обязанность артиста, и это прописывается в договоре!