Газета,
которая объединяет

Значок ВТО на груди у нее

Как изменится наша жизнь после вступления России в торговую организацию

В декабре 2011 года в Женеве был подписан официальный протокол о приеме нашей страны во Всемирную торговую организацию, объединяющую 153 государства, на которые приходится почти 96% оборота мировой торговли. Чуть раньше министры стран-членов ВТО одобрили весь пакет документов по допуску России на рынок товаров и услуг.

Таким образом завершились переговоры о вступлении в организацию, членства в которой Россия добивалась с 1993 года. Теперь же, для того чтобы нам стать полноправным членом ВТО, необходимо ратифицировать документ в парламенте. Предполагается, что это будет сделано уже нынешним летом.

Чего ждать воронежцам от пребывания нашей страны во Всемирной торговой организации? Об этом наш корреспондент беседует с зав. кафедрой международной экономики и внешнеэкономической деятельности ВГУ, кандидатом экономических наук, доцентом Анатолием Лыловым.

Подкрепить юридически

 - Анатолий Иванович, сегодня многие очень настороженно относятся к присоединению России к ВТО. Недавно в Интернете появилась информация о том, что некая инициативная группа выступила с предложением о проведении Всероссийского референдума на тему «Надо ли России вступать в ВТО?». Что вы думаете по этому поводу?

- Фактически мы уже 10 лет живем в условиях ВТО. Теперь же осталось подкрепить этот факт юридически. Все наше законодательство практически соответствует нормам и требованиям этой организации.

Но пока у нас не было контроля со стороны ВТО за выполнением этих требований и настоящей конкуренции продавцов и покупателей. А теперь она однозначно появится. И это должно наконец-то заставить руководителей наших предприятий, которые 18 лет спокойно взирали на процесс присоединения, шевелиться, что-то делать. С другой стороны, мы просто не можем не участвовать в многосторонних переговорах в рамках этой организации, потому что в ВТО решаются многие проблемы внешнеэкономических отношений и для нас это крайне важно. Поэтому я думаю, что нам пора начинать работать, а не проводить референдумы.

Права по максимуму

- Недавно Владимир Путин проводил в Воронеже совещание с сельхозпроизводителями. Многие из них сетовали на то, что вступление в ВТО сулит погибель отечественному сельскому хозяйству. Насколько реальны такие опасения?

- Опасения в первую очередь связаны с предстоящим сокращением прямого государственного субсидирования. Американцы сегодня вкладывают в сельское хозяйство порядка 120 млрд. долларов в год, европейцы еще больше – 140 млрд. долл. Мы - 3-4 млрд. долларов. И уж если наше крестьянство сумело выжить в таких условиях, то ВТО его явно не погубит. Сейчас нам разрешили поддержку в 2012-2013 годах на 9 млрд. долларов, а к 2019 году эта сумма сократится до 4,4 млрд. Так вот даже нижняя планка господдержки, установленная ВТО, все прежние годы была мечтой для российских крестьян. Но следует подчеркнуть и тот момент, что сокращение господдержки будет происходить во всех странах.

Отмечу, что речь идет только о прямом субсидировании. Но помимо этого, ВТО не запрещает косвенной поддержки крестьян от субсидированных процентных ставок по кредитам до прямых инфраструктурных проектов (к примеру, строительство дорог, школ, элеваторов, развитие сельской науки, подготовка кадров и пр.)

В переговорах, касающихся сельского хозяйства, российская сторона защитила права отечественных производителей по максимуму. В итоге квоты на импорт говядины и птицы будут действовать бессрочно, до тех пор, пока мы не решим их отменить. Размер пошлин на импорт этих продуктов не изменится. А вот со свининой будет немного сложнее: с 1 января 2020 года квоты будут отменены.

Так что в ближайшее семь лет на мясном рынке практически ничего не изменится, отечественным производителям и поставщикам конкуренция не грозит, и цены на мясные продукты не снизятся.

А вот пошлины на молочные продукты, зерновые, импортные фрукты и некоторые рыбопродукты после вступления в ВТО немного снизятся. И скорее всего цены на эту продукцию упадут. Конечно, наших переработчиков это не обрадует. Но с другой стороны, конкуренция заставит их оптимизировать затраты и улучшать качество, что, согласитесь, только на руку нам, потребителям.

Нечего бояться

- На наш рынок хлынут не только товары, но и услуги, чем это чревато всем нам, и, в частности, малому бизнесу?

- Как раз малому бизнесу нечего бояться. Мировая практика показывает, что малые предприятия работают в основном на внутренний рынок. И вряд ли к нам кто-то приедет, чтобы делать маникюр или печь пирожки. А тем предприятиям, которые занимаются поставками комплектующих или материалов из-за рубежа, будет еще проще, т.к. у них появится больше возможностей, чтобы расширить свой ассортимент. Скажем, возить ДСП не только из Китая, но и из Финляндии. Или что плохого в том, что у нас в Воронеже появится, например, отель международного класса.

Не скрою, что есть сегодня определенные опасения у строителей, потому что на наш рынок могут прийти иностранные строительные компании с современными и менее затратными технологиями. Они смогут строить более дешевое жилье, это опять же плюс для нас.

Или взять рынок страховых услуг. Я, например, никогда не был доволен нашим страхованием, и думаю, со мной согласятся многие. Однажды, находясь по делам в Австрии со своими знакомыми, мы попали в небольшую автомобильную аварию. Машина была моих знакомых. Буквально тут же подъехал полицейский, мы ему спокойно передали ключи от автомобиля и уехали на другой машине в полной уверенности, что без нашего присутствия все будет сделано, как надо. Возможно ли такое у нас? Нет, конечно, а там все давно отработано. И хорошо бы нашим страховщикам перенять этот опыт.

А вот что касается банков, то здесь вопрос сложнее. Дело в том, что на открытие филиалов иностранных банков Россия не пошла. То есть таких филиалов, которые работали бы по законодательству страны-учредителя, у нас не будет. А банки с участием иностранного капитала у нас уже присутствуют и достаточно давно. И мы будем только рады, если они предложат нам кредиты не под 20% годовых, как сейчас, а, как на Западе – под 3-5%.

Хотя риск тут, безусловно, присутствует. Прежде всего для национальной безопасности. Дело в том, что в общей сложности все наши банки, вместе взятые, по величине уставного капитала меньше, чем любой западноевропейский банк. И сколько их не уговаривали на протяжении 18 лет, чтобы они объединялись и укрупнялись, бесполезно. Может быть, теперь вступление в ВТО заставит их это сделать.

Еще есть шанс

- Противники вступления в ВТО говорят о том, что этот процесс негативно скажется на нашей  промышленности. Многие предприятия закроются, и тысячи людей окажутся безработными. Насколько близки к действительности такие перспективы?

 - А разве сейчас все наши предприятия процветают? Где станкозавод, завод им. Калинина, или их профильные НИИ – «ГПТИКузмаш», «Эникмаш»? Увы, их давно уже нет, а все помещения этих предприятий сдаются в аренду разным фирмам и фирмочкам. А что происходит с нашими флагманами? На авиазаводе работало 27 тысяч, сейчас менее семи, на НПО «Электроника» - 30 тысяч, сейчас нет и трех! И это никак не связано с проблемами вступления в ВТО.

Действительно, автомобилестроение, авиастроение, машиностроение - наиболее уязвимые отрасли отечественной промышленности. Химическая и металлургическая отрасли находятся в лучшем положении. Да вы и сами видите, что «Воронежсинтезкаучук», «Минудобрения», частично шинный завод, как поставляли свою продукцию на экспорт, так и будут поставлять. Вступление в ВТО на них не отразится.

Но с другой стороны, те машиностроительные предприятия, которые выпускали конкурентоспособную продукцию, продолжают ее выпускать. Как пример, можно привести завод тяжелых механических прессов. Он до сих пор поставляет свою продукцию в Китай и другие страны. Кстати, в советские годы наша страна занимала 2-е место в мире после Америки по машиностроению, теперь – мы в конце второго десятка. Правда, и Америка уступила пальму первенства Китаю. Так чего же нам теперь бояться? Выход один – возрождать отечественное машиностроение. Ведь у нас есть еще немного времени - переходный период. И дается он для того, что отдельные отрасли российской экономики за это время смогли бы адаптироваться к новым условиям работы.

Ответ олигархов

- А с чего, по-вашему мнению, надо начинать?

 - Начинать надо с ломки психологии наших руководителей. Некоторые из них до сих пор рассуждают: «Надо или не надо было вступать России в ВТО?». Ничего не делают на своих предприятиях по подготовке кадров, совершенствованию производства, повышению конкурентоспособности и качества продукции и надеются, как в старые добрые советские времена, на государство, хотя предприятия сегодня сплошь и рядом частные. Дело порой доходит до прямых угроз со стороны отдельных менеджеров, что, мол, свернем вообще производство, если государство не даст денег. При этом собственные деньги инвестировать в производство не хотят и в увеличивающемся объеме вывозят их за границу. Только за январь-февраль этого года по оценке Центробанка из страны утекло 22,5 млрд. долларов. Таким образом, отток за первые два месяца превысил прогноз Центробанка и Минэкономразвития на весь 2012 год – 10,5 млрд. и 20 млрд. соответственно. Вот таков ответ наших олигархов на вступление России в ВТО.