Газета,
которая объединяет

Акции и «акционеры»

В Воронеже с 19 по 29 марта проходит Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью!». С ее помощью Управление ФСКН России старается привлечь общественность к борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а заодно – проводит «профилактику их немедицинского потребления».

Формально – очень нужное мероприятие. Так что я даже еще раз приведу телефоны, куда надо звонить. О притонах, фактах сбыта и т.д. – 2777-234. Получение медицинской консультации по вопросам наркомании – 249-08-70. По номеру 239-70-00 можно обсудить проблемы подростков, пристрастившихся к «дури». А 8-800-2000-122 – бесплатный телефон доверия для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Но что меня во всем этом смущает, так это – глубочайший формализм, царящий в вопросах взаимодействия право­охранительных структур с населением. Я даже не столько о ФСКН, которая круглогодично призывает нас «сообщать, где торгуют смертью», а о системе в целом.

Вот пример из жизни: я в течение полугода пытаюсь добиться от разного уровня полицейских внятного ответа на простой вопрос – если в квартире торгуют не наркотиками, а паленой водкой, то это преступление или нет? Всех, с кем я разговаривал, тема сильно смущает: вроде бы и преступление, но вы же понимаете, что тут нет потерпевших, что факт торговли надо еще доказать, а в квартиру не пустят, и бла-бла-бла. Я-то все понимаю. И то, что скорее всего участковый давным-давно в курсе и по разным причинам не спешит «прикрыть лавочку»: или сам с этого «малую долю» имеет, или философски мыслит – мол, на место одних все равно придут другие. Может, он даже и прав, и не надо спешить бороться с «пьяными квартирами». Но тогда необходимо четко и внятно сказать: подобные факты полицию не волнуют! А если кого-то напрягает торговля паленой водкой на его этаже, то пусть жалуется, скажем, в УФНС – налогов-то такие продавцы не платят! Или обращается в Роспотребнадзор: в квартире и продукция некачественная, и спать жильцам мешают – ночи напролет барабанят в дверь торговой точки.

Но пока я не знаю, что отвечать людям, когда они обращаются ко мне как журналисту и просят помочь прекратить торговлю «паленкой» в их подъезде. Наверное, если жильцы уж совсем «достанут» полицию, им предложат написать заявление – мол, тогда начнем проверку. Как мне неформально объяснил один офицер МВД, «пусть сначала участковому пожалуются. Когда не поможет – пишут в районный отдел. Если опять не будет реакции – в Главное управление».

Но ведь не все с такими советами просто. Сейчас в подъезде просто шумно ночами. А если начать писать заявление в полицию, то неизвестно, кто придет разбираться раньше – ее сотрудники, или те, кто «крышует» подобные «пьяные квартиры». Люди не хотят связываться с бандитами и начинать войну с производителями паленой водки. Когда стучат в ту дверь, это терпимее, чем когда в твою или битой по голове. Но разве человеческая осторожность – основание, чтобы правоохранительные органы закрывали глаза на противоправные действия? Как ни крути, но производство «паленки» – по меньшей мере незаконное предпринимательство.

Да, еще люди рассказали мне, что «водкой» торгует женщина, вместе с которой в квартире проживают двое несовершеннолетних детей. И они не просто постоянно дышат парами разбавляемого водой спирта, но и становятся невольными соучастниками процесса противозаконного заработка. К тому же, не представляю, как они могут нормально учиться в школе, если весь день в их квартиру ломятся пьяные мужики, чтобы поправить здоровье или «затариться» на очередной «банкет». Возможно, такая ситуация тоже абсолютно нормальная. Но мне кажется, что управлению образования или нашим борцам за права детей, мучительно выискивающим «педофилов» на порносайтах, стоило бы задуматься о том, нормально ли проходит детство подростков в «пьяной квартире»?

Я даже назову дом, где все это происходит: ул.Березовая Роща, 40. Номер квартиры публично озвучивать не буду, но готов – если подобная ситуация заинтересует хоть кого-то из тех, кто отвечает у нас за правопорядок или создание достойных жизненных условий для детей.

Понимаете, нас в последнее время активно призывают сигнализировать в правоохранительные органы о правонарушениях. Но кому нужны наши сигналы, если прокуратура за год выявляет 4 тысячи фактов, когда полицейские незаконно отказались возбуждать дела даже после того, как к ним пришли со своей бедой люди?!

…В общем, я не против разного рода акций и попыток найти среди нас, жителей, «акционеров», которые помогут отчитаться об «эффективно проделанной работе». Но, может быть, пришло время перешагнуть на другой уровень? Когда вместе с акциями начнется аналогичная, но – добросовестная работа? И любой сигнал, а не только поступивший в отчетный период, станет важен для сотрудников правоохранительных органов.