Газета,
которая объединяет

Воронежская аномалия

Я езжу по нашему городу тринадцатый год. И того, что происходит сегодня на дорогах, на мой взгляд, раньше и представить нельзя было: в областном центре происходит до 130 аварий в день. Приезжавший недавно к нам президент Группы компаний «Росгосстрах» Данил Хачатуров назвал ситуацию «воронежской аномалией»: «на каждую тысячу авто у вас приходится страховых выплат не меньше, чем в Москве».

Нельзя отрицать, что дураков и хамов на наших дорогах еще хватает. Но в то же время, по моим личным ощущениям, воронежские водители за последние годы стали ездить лучше. К тому же, по чуть-чуть, но растет общий уровень культуры за рулем. Параллельно областная и городская власть кардинально улучшили ситуацию с дорожным покрытием. Раньше мы не ездили, а лавировали между ям. Сейчас они хоть и встречаются, но на порядок реже, и «живут» до ремонта совсем недолго. Плюс – повысилось качество асфальтового покрытия, а в центре города вообще исчезли бездонные лужи и опасно ощерившиеся люки.

Более того, строительство набережной Массалитинова и спускающихся к ней улочек, комплексное благоустройство ул. 20-летия Октября, Кольцовской и Ворошилова, начавшееся расширение ул. Антонова-Овсеенко – все это существенно снизило плотность потока на дорогах. А установленные на ряде магистральных улиц и мостов камеры видеофиксации хорошенько ударили рублем по любителям слишком быстрой езды. И тем не менее, несмотря на все эти плюсы, аварий все больше.

Одна из причин этого хорошо известна: общий уровень благосостояния населения растет, а вместе с ним и количество машин в семьях воронежцев. Поэтому с увеличением потока авто на дорогах ничего поделать нельзя – остается надеяться на программу строительства в Воронеже многоуровневых развязок, о начале реализации которой заявил губернатор Алексей Гордеев.

Но убежден: не меньшей, а даже большей, чем плотность потока, проблемой является эффективность работы нашего ГИБДД. Я имею в виду две принципиальные вещи: оперативное прибытие на место ДТП и контроль за текущей дорожной ситуацией, с последующим оперативным вмешательством на проблемных участках.

Любое ДТП на крупной магистрали или перекрестке – это пробка. И когда участники происшествия часами ожидают машину ДПС, за столкнувшимися авто скапливаются сотни машин. Измученные ожиданием люди начинают уже внутри пробок совершать нелепые и опасные маневры, провоцируя новые аварии. Ну и, наконец, вырвавшись, они спешат наверстать упущенное время, посильнее нажав на газ. К тому же, в такой момент им субъективно кажется, что опасность зацепить кого-то при маневре миновала. Люди на скорости закладывают виражи, притираются и подрезают, что само собой оборачивается очередными ДТП и локальными конфликтами. Да, формально это вина тех, кто так поступает. Но, по сути, мы имеем дело с последствиями неврозов, вызванных бесконечными пробками.

Вторая проблема – это перекрестки, на которых «умирают» светофоры. То, что начинает там твориться – просто кошмар. Потоки в принципе не способны разъехаться, исходя лишь из знаков дорожного движения. Вспомните, например, перекресток у здания ЮВЖД и представьте: как долго вам придется заворачивать с проспекта Революции на ул.Степана Разина, если вы едете со стороны «Работницы»?

Причем столпотворение машин в таких местах может продолжаться не 10 минут, не полчаса, а час и даже больше. При этом дорожные полицейские на такие перекрестки не спешат. Не торопятся они и прийти людям на помощь, когда в часы пик работающие светофоры начинают не справляться с потоком, – скажем, на пересечении Коммунаров и пр. Революции. А ведь это очередные пробки, нервы и ДТП.

Да, у нашего областного управления ГИБДД есть объективное объяснение своей неторопливости – во время реформы численность его сотрудников сократилась более чем на 20% и людей попросту не хватает. Но, во-первых, сокращения коснулись во многом кабинетных работников, которые никогда и не ездили на вызовы. Во-вторых, за счет них резко снизилось число тех гаишников, которые вместо оформления ДТП или регулирования перекрестков часами сидели в «засадах». И, в-третьих, когда в наш город наведываются VIP-персоны, мы можем реально оценить количество сотрудников ГИБДД и их возможности по ручному регулированию движения. Они без труда выставляют целые экипажи на всех перекрестках от аэропорта и до окраин Воронежа, куда гипотетически может заглянуть гость. То есть для высокого начальства наша инспекция вполне успешно регулирует дорожное движение сразу на всех основных магистралях города. Может быть, пришло время начать это делать для людей – и тогда с «воронежской аномалией» будет покончено? Хотя бы во время возникающих форс-мажоров в часы пик.