Газета,
которая объединяет

Судить-­рядить

Рубрика: от
Автор:

В финале своей новой статьи о демократии Путин выступает с неожиданным пассажем: «Необходимо возрождение «судебной» журналистики, что позволит шире и глубже обсуждать правовые проблемы общества…» Почему именно «судебной»? Просто последняя главка статьи была посвящена развитию судебной системы.

Но и в широком смысле «четвертая власть», которой является подлинная журналистика, конечно, всегда ближе к «третьей» – судебной: судим обо всем и понемногу. Другое дело, что за новейший исторический период журналистику, особенно газетную, переквалифицировали в «исполнительную». Так может, пора вернуться на круги своя? К судебной, независимой и всем свидетелям предоставляющей слово.

В этом плане меня несказанно порадовало одно маленькое печатное издание, обнаруженное в начале 2012 года в Воронеже. Давно не наблюдал на страницах одной газеты такой плюралистичности, или, как выражается один мой друг, – многозренчества. Обнаружил я это малое СМИ в церковной лавке. Газетка форматом А4, называется «Вера молодых». Издается по благословению митрополита Сергия – бесплатно, молодежным отделом нашей епархии. Бесплатно – но вполне себе на общественно­политическом острие.

Ведь что у нас сегодня на этом горизонте самое злободневное? Митинги, протестная улица. И на открытии газеты «Вера молодых» материал под названием: «Почему я не пойду на митинги». На митинги, конечно, оппозиционные (к моменту выхода газеты других не было). Рубрика «Говорит молодежь», автор Антон Дулевич.

Мне вообще интересны взвешенные позиции по этому вопросу. В первом абзаце автор предостерегает православную молодежь, «чтобы не стала пешкой в игре больших кукловодов». Во втором следует аргументация, восхитительная в своем роде: «С ужасом… наблюдал ролики о фальсификациях, но в то же время задумался, что и фальсификации тоже ведь можно подстроить для провокации». То есть, по логике автора, «красные» или «оранжевые» сами вбрасывают бюллетени за партию власти, чтобы потом возмутиться подтасовкой. Какое­то умножение сущностей без нужды. Тогда надо идти дальше и предположить, что и протестные митинги организует, оплачивает и пиарит сама власть, чтобы напугать электорат близостью революции и сплотить вокруг себя. А митинг на Поклонной и Советской организован, в свою очередь, оппозицией, чтобы… И хотя под конец своего текста автор очень верно предлагает «победить свои страсти, искоренить минусы, прежде чем «идти спасать страну от воров», как аналитик первой полосы он явно слабоват.

Однако газета вряд ли заслуживала бы внимания (в многозренческом плане), будь тот материал единственным на заданную тему. И на второй полосе нахожу мнение священника Феодора Людоговского, озаглавленное «Выборы по­-фарисейски». Кого Христос в Евангелии обличает совершенно беспощадно? – задается вопросом священник. Не римлян­-оккупантов, не проституток и даже не налоговых инспекторов, а – фарисеев. Консерваторов, блюстителей оте­ческих преданий. За что же их бичует Христос? Да уж не за приверженность корням. «Главное их преступление – привычка ко лжи, – пишет о. Феодор. – А кто отец лжи – это Спаситель нам сказал предельно ясно». Выборы 4 декабря – редкостный образец лжи и лицемерия, заключает автор. Так что – «просто махнуть рукой и сделать вид, что все в порядке, есть, по моему убеждению, грех перед своей совестью, перед своей страной…»

Не успеваю подивиться такой дискуссии по благословению митрополита, как на третьей полосе нахожу еще одну точку зрения протоиерея Максима Козлова. «Я не знаю, где выборы проходят честно» – так называется заметка, в некотором смысле примиряющая противников и защитников протеста, а может, и, наоборот – обостряющая дискуссию. Ведь «честных выборов» алчут все стороны Улицы.

Выходящих на митинги протоиерей уподобляет призывающим прыгать в колодец. Одни, дескать, только призывают, но сами не прыгают. Другие уже прыгали (в начале 90­-х) и хотят еще попробовать. Третьи – идеалисты, которых используют первые и вторые. Сравнение хромает, хотя бы потому, что в колодец у нас легко угодить – ни на какие митинги не ходя. Межкварталки, бывает, зияют раскрытыми люками. Но пример идеальной реакции на событие православного христианина, приводящийся в конце заметки, вызывает эмпатию. «Лучшим, что мне удалось увидеть и прочитать, являются дела доктора Лизы – Елизаветы Петровны Глинки. Она повезла еду арестованным студентам. Это в любом случае дело доброе, вне зависимости от политических взглядов». Да, доброе.

Добротным получилось и СМИ у молодежного отдела, остальные 13 страниц которого посвящены посту и другим немаловажным для христианина темам.

Жаль, что от местной епархии выступил только Антон Дулевич, не самый удачно исполненный материал, прямо скажем. А священники второй и третьей полосы – москвичи. Что же воронежские отцы не могут также в свободной манере свое мнение изложить? Иерею Димитрию Шишкину (редактор «ВМ») желаю открыть среди них новых авторов.