Нежность человеческого сердца

Этот театр без малого 10 лет назад организовала танцовщица и хореограф Си Син. «Изнутри» – ее первая постановка в этом коллективе, до сих пор считающаяся знаковой, выражающей основные принципы ее творчества. Как это часто бытует в современной хореографии и как заявлено в аннотации, основной задачей спектакля стало исследование концепта человеческой природы на разных уровнях. Во время пресс-подхода, отвечая на вопросы журналистов, Си Син уточняет: «Мы достаточно много с ним гастролировали по разным городам и странам. И нам удалось в этом спектакле открыть многое. В первую очередь потому, что как исполнитель ты раскрываешь в нем свое нежное сердце. И самое важное из того, что нам удалось открыть за эти 10 лет, это то, что каждый раз, когда ты стоишь на сцене, ты заново, совершенно по-новому ощущаешь те чувства, которые ты хотел выразить в этом спектакле».
Звучало
бы как «душа»
Интересно, что во время непродолжительного общения с журналистами слово «сердце», отвечая на самые разные вопросы, Си Син произносит несколько раз. Возможно, в русском варианте это звучало бы как «душа» – более объемное и близкое нам понятие.
Конечно, от китайского танцевального спектакля ожидаешь встречи с чем-то традиционным для культуры этого народа, малознакомым нам и оттого особенно интересным. Однако, по словам хореографа, ничего особо национального в спектакле нет. Это современная хореография, ориентированная на западные течения и благодаря огромному количеству европейских гастролей вобравшая в себя многое из того, что происходит на сценах Франции, Германии и России в том числе. В конце минувшего года труппа Си Син побывала в Петербурге, где участвовала в Дягилевском фестивале и, если судить по рецензиям, произвела там настоящий фурор. Воронеж – это второй русский город, увиденный китайской труппой. И сам город, и здание театра произвели на артистов впечатление своей историчностью. Сама же Си Син очень уважает «ценность, богатство историческое». А на будущий год у нее есть предложение постановки в нашей стране. Возможно, это будет «Евгений Онегин» Пушкина. Хореограф хорошо знает знаменитый спектакль Вахтанговского театра, а само произведение находит эмоциональный отклик в ее сердце.
«Гуттаперчевая» гибкость тел
Чем же запомнится увиденный спектакль воронежским зрителям? Возможно, многие обратят внимание на особую пластику китайских исполнителей – удивительную мягкость и плавность движений, легкость касаний, синхронность действий. Как я уже отметила, сама хореографическая лексика спектакля не особенно богата разнообразием, но та сосредоточенность и четкость, с какой работают исполнители, их сердечная – употребим определение Си Син – самоотдача не могут не вызвать ответный отклик в зале. Здесь нет демонстрации виртуозности в привычном понимании. Поначалу это озадачивает, но только поначалу. Потом начинаешь понимать, что это разрушило бы сложившуюся стилистику спектакля, камерность его звучания. И уже особый смысл начинаешь придавать тому, как актеры чувствуют друг друга, как передают друг другу движение, обеспечивая его продолжительность, и какой «гуттаперчевой» гибкостью обладают их тела.
Создатели постановки настаивают, что никакого сюжета в спектакле нет, есть чувства и эмоции, которые проживают артисты и вместе с ними зрители. Спектакль построен как череда сменяющих друг друга коротких хореографических композиций. Однако то, как он закольцовывается дуэтным танцем, которым начинается и завершается спектакль, позволяет все же рассмотреть в нем древнюю как мир и каждый раз новую историю отношений мужчины и женщины. Он и Она все же главные персонажи этого пластического действа. А между ними – нежность и жесткость, романтический порыв и драма одиночества, и множество нюансов, уводящих в мир душевных переживаний отдельной личности. К тому же оказалось, что на китайском название спектакля обозначается иероглифом, представляющим собой соединение двух линий, а точка соединения этого иероглифа показывает момент соединения двух жизней, с одной стороны, и соединение двух частей одного «я», с другой стороны. Спектакль, по словам Си Син, большую часть времени описывает именно этот момент, эту точку. И самой важной точкой этого соединения является сердце. Она признается, что при создании своих произведений обращает внимание не столько на движение тела, сколько на воображение, чувства, эмоции. В том числе дыхание.
Впрочем, отсутствие определенной конкретики позволяет каждому зрителю увидеть и даже сочинить какую-то свою историю. За пластическими перетеканиями (а это качество тоже присутствует в технике исполнителей) можно следить, как за узорами, которые оставляют капли дождя на оконном стекле, и у многих зрителей, мне думается, возникает такое мечтательно-элегическое настроение.
Постигать новое
«Изнутри» – спектакль авторский. И в самой теме, и в ее реализации чувствуется лидерство Си Син. И дело не только в том, что она участвует в дуэтном танце, открывающем и завершающем спектакль. Ощущение разлито в самом воздухе спектакля. Она как магнит, вокруг которого формируется структура. И структура спектакля, и, полагаю, структура коллектива. Интересно, что при наборе в студию новых участников на просмотре она обращает внимание не на отработанную технику, а на способность расслабить свое тело, навык видеть других, а не зацикливаться на себе, и на страстное желание беззаветно работать и постигать новое.
А самое большое впечатление на меня произвело ее отношение к жизненным трудностям. На вопрос одного из журналистов о том, как театр будет отмечать свой первый серьезный юбилей (в ноябре 2025-го им исполнится 10 лет), Си-Син ответила, что юбилея не будет, потому что здание их театра в прошлом году было уничтожено пожаром. Но она рассматривает это как толчок к новому началу с новыми силами и в каждом из танцоров старается именно это ощущение поддерживать.
Остается сказать, что воронежская публика отнеслась к спектаклю китайского театра с большим интересом. В зале театра оперы и балета практически не было свободных мест. А овации в финале были просто оглушительными.