Признание в любви Воронежу
Зрителей встречает темный подиум, направленный в глубину зала. Он явно часть концепции, главное средство сценографии. Позже, когда артисты обыгрывают его своими монологами и разговорами, эта вытянутая сцена-трансформер превращается то в крышу дома актера, где проходила юность, то в холодный подвал, где приходилось пережидать бомбежку, то в хату с минималистичной обстановкой. Но, несмотря на разные роли этого подиума, его «зерновое» значение оставалось неизменным – Чернавский мост, разделяющий правый берег Воронежа с левым и имевший в ту бытность стратегическое значение для города, 212 дней и ночей самоотверженно державшего оборону.
«Воронеж – река глубокая» (возрастное ограничение – 12+) – постановка по мотивам одноименного романа воронежского писателя Михаила Демиденко, участника Великой Отечественной войны, автора более двадцати книг, киносценариста, переводчика, члена Союза писателей СССР. За основу спектакля взята лишь первая часть романа, поясняет режиссер Евгений Кочетков. События разворачиваются в Воронеже и его окрестностях – с первого дня войны до Дня Победы.
– Это история двух подростков – братьев Альберта и Рогдая, осиротевших в первые дни Великой Отечественной войны, которая иллюстрирует судьбу целого поколения воронежцев. Бомбежки, выживание без взрослых, тяжелый труд во имя Победы стали детством многих наших дедов и прадедов. Глазами героев зритель видит начало военных действий, эвакуацию, возвращение в разрушенный город. И за всем этим красной нитью через весь рассказ – образ Воронежа как главного героя спектакля, на долю которого выпали столь суровые испытания, – комментируют в пресс-службе Воронежского ТЮЗа.
Образ родного Воронежа приезжий Кочетков создает за счет игры актеров, которые в большинстве своем действительно родом отсюда. Их связь со столицей Черноземья неосязаема, но подчеркнуто ощутима: они жители Воронежа, они его уроженцы. И любовь, которой они этот город любят, родом из детства. Она сложена из первого слова, сказанного младенцем, из уютных городских улочек, где состоялось первое свидание, из ностальгических воспоминаний и из боли, которую довелось пережить как последствие бомбежек, которые уничтожили что-то, что было очень дорого, и забрали тех, кто был очень дорог.
Актеры в спектакле «Воронеж – река глубокая» еще и наполняют его звуками – будь то песня под волнение гитарных струн, свист бомбежки или вой сирены, даже звенящая тишина, от которой страшно... Актеры – не просто жители Воронежа, они его голос и звучание, его наполнение – они и есть его портрет. Образ Воронежа в спектакле Кочеткова передан через судьбы людей. И их связь с городом.
Именно поэтому, как думается, режиссер музыкальным соавтором берет актера Олега Столповского, и он представляет здесь свои авторские песни о городе. Поэтому использует запись голосов актеров, где они делятся уже воспоминаниями о своих героических предках. Поэтому и Чернавский мост, устремившийся в центр зрительного зала, роднит каждого смотрящего с историей, которая перед ним разворачивается. Война не обошла стороной никого, и эту не новую истину Кочеткову удается передать по-авторски и вполне убедительно.
Впрочем, порой этому спектаклю как будто не хватает надрыва, он на грани, когда вот-вот сдавит внутри от напряжения, а на глазах проступят слезы. Но этот ком в горле так же быстро ускользает, как появлялся. Внутри аккуратно щемит, но слезливым этот спектакль не назовешь. А оно и не надо. Ведь цель в другом – чтобы это воспоминание о прошлом внутри нас сберегло от горьких ошибок современности. И для этого не обязательно показывать глобальный ужас фашизма, порой достаточно рассказать о жизни двух осиротевших мальчиков.