Наука и жизнь
Председатель Совета ректоров Воронежской области и Ассоциации вузов Черноземья, зампредседателя союза ректоров России 53-летний профессор Ендовицкий проведет в СИЗО два месяца. Дело расследуется по п.«б» ч.4 ст.291 УК РФ (до 12 лет лишения свободы) – дача взятки должностному лицу через посредника в крупном размере.
Посредником, по версии следствия, выступил заведующий кафедрой экономики и управления организациями экономфака ВГУ 75-летний профессор Юрий Трещевский. На тот же срок он отправлен под домашний арест. В особенностях этого самого громкого с начала года процесса разбирался корреспондент редакции.
ОПГ «Диссертационный совет»
По версии следствия, в феврале 2022 года Дмитрий Ендовицкий заплатил за успешную защиту докторской диссертации своей жены Елены – она же заведующая кафедрой международной экономики и внешнеэкономической деятельности факультета международных отношений ВГУ – 600 тыс. руб.. Деньги, согласно материалам дела, переданы через научного руководителя Елены Ендовицкой Юрия Трещевского главе диссертационного совета ВГТУ Наталье Сироткиной. Как только в минувшие выходные появилась информация о задержании профессоров, в социальных сетях было выложено видео: прекрасная блондинка Елена Ендовицкая никак не может ответить на наводящие вопросы диссертационной комиссии. Как полагает следствие, докторская повторно была успешно защищена после «заноса» Дмитрием Ендовицким 600 тыс. руб. в диссертационный совет ВГТУ. Представитель Дмитрия Ендовицкого адвокат Максим Баев согласился на суде со своими оппонентами, следователем по особо важным делам Валентиной Брежневой и начальником антикоррупционного отдела прокуратуры Воронежской области Алексеем Кнышем, что «дело нетривиальное».
По большему счету обвиняется не профессор, а «мужик, муж, глава семьи» – выразительно подчеркнул адвокат.
Между тем эпицентром этих нетривиальных материалов стало расследование другого уголовного дела – в отношении бывшей заведующей кафедрой цифровой и отраслевой экономики ВГТУ и председателя диссертационного совета на базе этого вуза Натальи Сироткиной. По версии следствия, в диссертационный совет под руководством Сироткиной регулярно поступали взятки от лиц, заинтересованных в получении ученой степени. Как полагает следствие, председателю совета и ее здешним партнерам по «научному бизнесу» прямое содействие оказывал ученый секретарь экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки России Сергей Лукьянов. Он этапирован в Воронеж и находится здесь под домашним арестом на арендованной квартире. Прокурор Алексей Кныш в ходе процесса по делу Ендовицкого выразился коротко – «ОПГ «Диссертационный совет».
Обвинительное заключение Наталье Сироткиной предъявлено 25 января 2024 года. Именно по этому делу Дмитрий Ендовицкий проходил как свидетель начиная с 2022 года.
«Грязный навет» и «стечение обстоятельств»
Как только Марина Сиухина огласила, что суд отказал следствию и 75-летнему Трещевскому выбрана мера пресечения – домашний арест, в зале раздались аплодисменты его коллег. В ожидании освобождения из-под стражи профессор смеялся, подмигивал журналистам, шутил через решетку с сотрудниками своей кафедры:
– Вот, сорвались вы у меня с крючка, теперь не смогу из дома выходить и контролировать вас. Все по работе сделали?
– Все! – дружно и радостно отвечали ему коллеги.
– Ну вот, надо мне было просто отлучиться на несколько дней, и вы, оказывается, все сами сможете, – парировал Юрий Трещевский.
Журналистам он сообщил, что «не только планирует, а уже вовсю сотрудничает» со следствием, а все случившееся назвал «стечением обстоятельств» и «мудростью жизни».
– Доживете до моих лет – поймете, – благодушно наставлял профессор.
Настроение Дмитрия Ендовицкого, введенного через полчаса сюда же, было другим. Он выглядел мрачно, но твердо. Журналистам заявил, что виновным себя не считает и рассчитывает только на оправдательный приговор. Все случившееся с ним назвал «грязным наветом и фальсификацией».
– Желающих занять место ректора одного из ведущих вузов России слишком много, – объяснил свою версию событий профессор Ендовицкий.
Следователь Валентина Брежнева обосновала необходимость заключения ректора ВГУ под стражу особенностями его поведения во время следственных мероприятий, избранной им позицией непризнания вины, возможностью давить на свидетелей или скрыться за границей.
«Мужики, берегите очки!»
Ендовицкий был задержан в Москве 15 июня незадолго до вылета в командировку в Казахстан.
– Я был в ванной комнате. В гостиничный номер ворвались собровцы, меня жестко уложили на пол. Очки соскочили. Я их только просил: «Мужики, берегите очки, они очень дорогие». Напряженность моего поведения проявилась, наверное, в том, что гражданин следователь вместе с сотрудниками СОБР во время задержания спокойно смотрели футбольный матч. И вот эта позиция следователя о необходимости заключить меня под стражу из-за моего поведения для меня глубоко оскорбительна. В силу своих полномочий я часто бывал за рубежом, выполняя госзадачи. Я внесен в санкционный список на Западе. Вся моя жизнь связана с Россией, Воронежем, ВГУ. Здесь моя семья, дети, внуки. Я никуда не денусь! – заверил Ендовицкий.
Максим Баев попросил суд приобщить к делу материалы о работе ректора ВГУ в зоне СВО, Указ Президента Владимира Путина о награждении в апреле 2024-го орденом Дружбы и другие его награды и благодарности, а также всевозможные ходатайства. По мнению Максима Баева, заключение под стражу Дмитрия Ендовицкого станет попыткой «давления на человека, чтобы тот себя оговорил». А само решение суда прокомментировал корреспонденту редакции как «беспрецедентное и, на мой взгляд, безусловно, незаконное». В отличие, кстати, от самого Ендовицкого:
– Любое судебное решение для меня закон, – кратко ответил он журналистам, подавая руки для наручников.
Продолжение следует
Пока вина человека не установлена вступившим в силу приговором суда, он считается невиновным. Но уже сейчас напрашивается как минимум один вопрос: профессор Ендовицкий не террорист, не маньяк и не серийный убийца – зачем потребовалось его задерживать так жестко, «мордой в пол»?
И один вывод: по репутации Воронежа как крупного научного центра нанесен, наносился давно и долго, сокрушительный удар. И виноваты в этом точно не следственные мероприятия. В деле Натальи Сироткиной фигурируют другие известные люди Воронежа, Белгорода, Ростова, пожелавшие получить научную степень за деньги. И впереди, скорее всего – много новых громких уголовных дел.