Эмоциональная связь
С каждым годом все труднее объяснить детям, что такое Великая Отечественная война. Они смотрят фильмы, читают книги и учат историю – они много знают об этом событии, но им становится сложнее это прочувствовать и осознать, так как семьи теряют очевидцев тех страшных событий. Как сохранить память о героях и привить гордость за них в существующих реалиях, «Берег» спросил главного библиотекаря модельной библиотеки №32 им. Г.Н. Троепольского Лилию Копаеву, в семье которой Победу ковали сразу 20 родственников.
Живой коридор
С восьмилетнего возраста подрастающую Лилю старшеклассники за руку выводили на проспект Революции в День Победы. Позже она уже сама вела рядом с собой второклашек и третьеклассников. Взявшись за руки и передвигаясь ближе к тротуарам, они образовывали собой живой коридор, тогда как внутри него, прямо по проезжей части, свободной от автомобилей, до Вечного огня шагали ветераны.
Чеканя почти строевой шаг и синхронно звеня медалями, в 1990-х годах они «плыли» рекой по проспекту, но с годами Лилия замечала: медали звенят тише, строй становится реже, а на душе – тяжелее.
– Это очень западает в память, потому что происходит на твоих глазах, – признается Лилия Копаева. – В начальной школе тебя заставляют посещать эти мероприятия в выходные дни, и ты идешь, не понимая, для чего. Но с переходом в среднюю и старшую школу мы ощущали в себе уже совсем иные эмоции – и не надо было ничего объяснять словами.
В начале 2000-х, рассказывает библиотекарь, живого коридора не стало, потому что осталось слишком мало тех, кто мог бы прошагать в строю через длинный проспект. В 2012 году на смену ему пришла новая акция – «Бессмертный полк».
– При проведении памятных событий, приуроченных к 9 Мая, дате освобождения Воронежа и другим, задаю школьникам вопрос, общались ли они когда-либо с теми, кто был участником или свидетелем Великой Отечественной войны. Отвечают, что нет. А без личного опыта эту тему очень сложно прочувствовать, поэтому рассказываю о своем. Поверьте, у них даже взгляд меняется, – делится наблюдениями Лилия Копаева.
по крупицам
Тема патриотического воспитания – одна из основных для библиотеки современного поколения, к которым причисляют 32-ю модельную. В этом году работники присоединились к новым форматам проведения «Бессмертного полка», установив у себя «Стену памяти» (Всероссийская акция организована членами движения «Волонтеры Победы» Воронежской области – прим. авт.), а на ней – портреты героев войны: погибших за Родину, и ветеранов, которых, к сожалению, уже нет с нами. Все они – родственники библиотечных сотрудников.
– Для нас самое главное – установить эмоциональную связь с подрастающим поколением, а сделать это можно, только восполнив звенья, которые выпали, – объясняет Копаева. – Мы рассказываем детям о своем опыте, героях, которых знаем лично, и, конечно, о своих родственниках, ковавших Победу на рубежах Великой Отечественной войны.
Против фашизма боролись 20 родственников Лилии Копаевой – по ее линии и линии мужа. Про каждого из них она, дочь историков, старалась по крупицам раздобыть хоть какую-то информацию и хранила семейные архивы. Вот ее прадед Петр Романович Лазарев из Верхней Хавы смотрит на нас с потрескавшейся фотографии. Засвеченные точечки у глаз на снимке больше похожи на морщинки, застывшие памятью о боях, участником которых он был.
– По болотам и лесам, в мороз и стужу прадед вместе с товарищами вел бои. То враг их оттеснял, то они его. В августе 1942 года прадед погиб в боях за Смоленщину. Дедушка делал запросы, чтобы узнать, где его отец похоронен: не сразу, но мы узнали, что прадед покоится в братской могиле №12 в д. Дубна Смоленской области. Туда мы пока не доехали, но благодаря волонтерам у нас есть современные фотографии этого мемориала. Бережем, – рассказывает Лилия Копаева.
В семейном архиве хранится пожелтевшая от времени похоронка на Петра Романовича. У Лилии, когда она тянется за ней, чтобы показать мне, неосознанно дергается рука: «Самый страшный документ, который только может быть», – шепчет она. У прадеда остались жена и пятеро детей. Старший из сыновей Александр – дедушка Лилии – будучи еще школьником, стал главой семьи с уходом отца на фронт: трудился в поле, стараясь заработать на хлеб и сыту (вода с сахаром).
Николай Павлович Попов – высокий красивый мужчина, смотрит с портрета «Бессмертного полка», одетый в смокинг. По словам Лилии, он был гениальным механиком, имел бронь. Дважды его призывали и оба раза возвращали назад. Лишь с третьей попытки смог уйти воевать, как все. Победу встретил в Чехословакии, в боях получил осколочное ранение в шею и отморозил ноги, врачам пришлось их ампутировать. Лилия помнит по бабушкиным рассказам, что передвигался прадед на коляске.
– Есть у нас еще одна семейная история, которую почти каждый день вспоминаем. Если, например, дети завредничали или хулиганят. Прадед мужа, герой Советского Союза Горбунов Федор Ильич участвовал не в одной войне, а в годы Великой Отечественной попал в лагерь смертников. Наутро его должны были расстрелять. Ночью произошла схватка – пять красноармейцев дедушку освободили, а сами погибли. Всегда говорю: дети, своей жизнью вы обязаны не только прадеду Федору, но и тем бойцам, чьи имена мы никогда не узнаем, – говорит Лилия Копаева.
В доме Копаевых есть фотография иконы Николы Ратного, ее оригинал установлен в Преображенском соборе Белгорода. У этого святого просят помощи русским войскам, также молятся ему, вспоминая тех, кто пал смертью храбрых, сражаясь за мирное небо.
– Молясь перед иконой, вспоминаем и тех пятерых красноармейцев, чьи имена нам неизвестны. Мы всем им обязаны, – продолжает Лилия Копаева.
Яблоки Победы
Библиотекарь о многом рассказывает своим детям – Коле и Есении. По ее словам, гораздо больше, чем сегодня разрешают современному поколению школьников. Детей боятся травмировать ужасами о войне, но это, по мнению Лилии, приводит к тому, что для них понятие «война» обесценивается, становится просто неприятным словом.
– Детям показывают красочные фильмы в обработке, в них нет страшных кадров. И нашим детям становится нестрашно. Они знают, что есть война – такое слово. Но увидеть ее у них не получается… Я не хочу, чтобы наши дети в буквальном смысле видели войну, но нужно в них формировать правильное отношение к этому. Сделать это можно только через краеведение, поиск взаимосвязей между людьми и местами, где они живут, – убеждает Копаева.
Именно поэтому она часто обращается к неизвестным пяти красноармейцам, а еще – к истории семейного яблоневого сада. В Верхней Хаве его высадил прадед Петр Романович, а затем – уже в победном мае – его восстановили. Саженец яблони Преснушки символично высадили во дворе 9 Мая 1945 г.
– Сок этих яблочек настолько сладкий, что горчит, – говорит Лилия. – Вот настолько и символично: сладко-горькие яблоки Победы…