Газета,
которая объединяет

Дмитрий Саутин: «Кабинетная работа – это не мое»

Рубрика: Спорт№21 (2769) от
Автор: Михаил Кучеренко
Ровно две недели назад легендарный прыгун в воду, обладатель восьми олимпийских наград, многократный чемпион мира и Европы, почетный гражданин города Воронежа, лучший спортсмен России 1998 и 2000 годов Дмитрий Саутин принимал многочисленные поздравления с 50-летием.

Отметив юбилей, Дмитрий Иванович, как и пообещал заранее, встретился с обозревателем «Берега». Мы поговорили о нынешнем положении дел в воронежских прыжках в воду, предстоящем строительстве Академии спорта, которая будет носить имя нашего титулованного земляка, и других ближайших планах. Разумеется, вспомнили отдельные моменты долгой и яркой карьеры знаменитого спортсмена, а также людей, которые сыграли в ней важные роли.

Серьезный возраст

– В душе тебе вроде бы по-прежнему 35, но цифры есть цифры, и их не обманешь, – заметил наш герой в начале интервью. – Пятьдесят лет – достаточно серьезный возраст. Конечно, хочется всегда оставаться молодым, однако чувствуешь, что все уже идет по-другому. С утра обязательно надо размяться, на турничке повисеть. Потеплеет – может быть, чаще буду гулять в лесу. Бегать не люблю, но хотя бы просто ходить обязательно надо.

 

– Не сомневаюсь, что 15 марта ваш телефон раскалялся от звонков и сообщений. Выделите какое-то наиболее неожиданное поздравление?

– Все началось еще с семи утра, и ухо достаточно быстро синее стало. (Смеется.) Признаюсь, не ожидал, что позвонит министр спорта РФ Олег Матыцин. Это был приятный сюрприз. Конечно, звонили руководители ЦСКА, пришли телеграммы с поздравлениями от губернатора Александра Гусева, с которым мы встретились несколькими днями позже, мэра Воронежа Вадима Кстенина, председателя гордумы Владимира Ходырева и еще множества людей. Вроде бы уже немало времени со дня юбилея прошло, а народ до сих пор поздравляет, передает подарки. Мне это очень приятно.

 

– В тесном семейном кругу, как я понимаю, отметить юбилей не получилось?

– Широко праздновать не хотелось, но ведь люди не поняли бы. Пятидесятилетие все-таки! Заказал на 16 марта ресторанчик, провели хороший вечер. Под его занавес был сюрприз от любимой жены Кати – огромный торт. Так получилось, что на мой «полтинник» около пятидесяти человек в итоге и собрались. После праздника чуть отдохнул и снова погрузился в повсе­дневные дела. Сейчас стартовало юношеское первенство области в возрастных категориях «А» и «Б». Старший сын Ваня участвует в нем, постарается отобраться на Россию. Ему только 16 лет, а он уже на десять сантиметров выше меня. Смеюсь: «Вань, пора остановиться! Ты же не в баскетбол играешь».

Воплощение мечты

– Встреча с губернатором уверила вас в том, что спортивная Академия имени Дмитрия Саутина все-таки превратится из давней мечты в реальность?

– Да. Александр Викторович поздравил с юбилеем, вручил мне медаль «За заслуги перед Воронежской областью», и затем мы перешли к главной теме – будущему наших детей. Я поблагодарил главу региона за то, что под строительство комплекса выделена земля. Сейчас Евгений Хамин, чья группа компаний является и инвестором, и застройщиком, готовит проект. На это уйдет нынешний год. Надеюсь, к 2025-му проектно-сметная документация будет подготовлена и одобрена, после чего начнется строительство.

 

– Вы ведь принимаете непосредственное участие во всем процессе?

– Конечно. Если говорить о проекте, то в нем предусмотрены бассейны для прыжков в воду и плавания. Также запланировано строительство залов гимнастики, фехтования, прыжков на батуте. То есть многофункциональный комплекс для целого ряда видов спорта. Радует, что дело пошло. Дай бог! Ведь двадцать лет уже бьемся, бьемся…

 

– Были моменты, когда говорили самому себе: «Эх, видимо, не сбыться моей мечте»?

– Да каждый год такое случалось! Только что-то сдвигалось с мертвой точки, как обязательно вмешивались какие-либо обстоятельства. Сами понимаете, в какое сложное время живем. Но в любом случае надо двигаться вперед. И, к примеру, ЦСКА сейчас строит в Москве сразу четыре объекта. Это – супер! В апреле собираюсь поехать по делам в столицу. Заодно посмотрю, как идет строительство.

 

– Как вижу, с ЦСКА вы продолжаете поддерживать тесную связь?

– Я же ветеран этого клуба, полковник запаса. Нередко в Доме Российской           Армии проходят какие-то встречи, чествования, праздники, на которых обязательно присутствует руководство Мин­обороны. Приятно, что не забывают, всегда приглашают, поздравляют. В этом году, кстати, 30-летие моего пребывания в ЦСКА. Да, сейчас я уже нахожусь на пенсии, но остаюсь армейцем. И, как говорится, постоянно в теме.

На южном направлении

– Но вернемся в Воронеж. Как оцените сегодняшнее положение дел в местных прыжках в воду?

– Хотелось бы лучшего. Очень слабо обновляется тренерский коллектив. Но радует, что в январе в школу пришел титулованный хай-дайвер Артем Сильченко. Сейчас он набрал ребят, приступил к тренировкам. Поработает до мая, а там видно будет. Вообще, детишки у нас есть, они растут. Хотя их не так много, как лет двадцать назад. Основной вопрос упирается именно в наставников. Ветераны уходят, основная надежда по-прежнему на наших главных специалистов Николая Дрожжина и Геннадия Стародубцева.

Мы не унываем, работаем. Сейчас, повторюсь, отбираем на первенство страны старших юношей. Затем будем готовить ребят к главному старту сезона в возрастных категориях «С», «D» и «Е». С 8 по 12 апреля проведем традиционный Всероссийский турнир памяти Владимира Абысова. Ожидаем, что он соберет пару сотен участников, это – хороший показатель. Всех приглашаю прийти и поболеть за воронежских спортсменов!

 

– Сегодня вы – тренер-консультант школы, носящей ваше имя, и первый вице-президент РФПВ. Можете сказать, что находитесь на своем месте, занимаетесь тем, что вам нравится?

– Безусловно. Станислав Дружинин, который возглавил Федерацию два года назад, поручил мне южное направление. Здесь – и Ростов-на-Дону, где планируют, как и у нас, возвести бассейн с нуля, и Краснодар, в котором уже все построили и открыли прыжковую школу. Недавно начал работу Дворец водных видов спорта в Севастополе, и 9 мая там после долгого перерыва проведут соревнования «Салют Победы». Нас приглашают, возможно, свожу туда пару ребят.

Пока главное – решить все вопросы по мемориалу Абысова и провести его. Время летит быстро. Вроде бы только прошел очередной турнир памяти моего тренера Татьяны Стародубцевой. А уже, получается, полгода промчались. Но, наверное, и хорошо, что постоянно нахожусь в движении. Кабинетная работа – это не мое. Не представляю себя постоянно сидящим за компьютером. Мне проще и интереснее прыгнуть за руль, рвануть в Пензу, Краснодар, Калугу или Саратов.

По отцовским стопам

– А что скажете о своей работе в СШОР имени Дмитрия Саутина?

– Постоянно общаюсь с детьми, указываю на какие-то ошибки, даю советы, которые, хочется верить, им помогают. Разумеется, и с тренерским составом многое обсуждаем. Да, не хватает своего зала, воды. Бассейн нам не принадлежит, арендная плата высокая, а бюджет ограничен. Выкручиваемся, тренируемся, проводим турниры, иногда куда-то ездим. Детей непременно надо вывозить в другие регионы. Чтобы они знакомились с новыми городами, соревновались со сверстниками и заводили с ними дружбу. В спорте нельзя стоять на месте, ограничиваться домашними рамками.

Все, естественно, упирается в финансирование. Но есть в текущем году деньги где-то на восемь выездов, и это уже хорошо. Я возил младшего сына Матвея в Краснодар, Юра Кунаков выезжал с ребятами в Тольятти. Летом наши тренеры планируют поездки в Рузу, Саратов. Турниры проходят практически каждую неделю. Выбираем те, которые доступны нам, прежде всего в плане расстояний.

 

– Пять лет назад вы рассказывали, что старший сын уже всерьез увлекся прыжками. Младший же видел себя не в бассейне, а в футбольных воротах, на месте Игоря Акинфеева.

– После чемпионата мира в России, все ребята грезили футболом. Как только выдавался свободный час, Матвей сразу бежал гонять мяч. Но потихонечку начал мозги включать, сейчас и в школе, и в бассейне дело наладилось. Наша задача – выполнить на мемориале Абысова норматив КМС. Надо только подработать один достаточно сложный прыжочек. Недавно Матвей его сделал, необходимо закрепить все на тренировках.

Иван в прошлом году стал мастером спорта России. Дай бог, чтобы обходилось без травм. Повторюсь, он растет, и потому у него то колено болит, то кисть, то локоть. Его первая задача – хорошо выступить на первенстве страны. И, насколько я понимаю, Николай Дрожжин летом хочет впервые повезти Ваню на взрослый чемпионат России в Казань. Парень заканчивает девятый класс, летом будет поступать в колледж ВГАС.

 

– Сыновья уже достаточно взрослые. А дочка Настя понимает, что ее папа отличается от многих других отцов?

– Думаю, еще рановато. Все-таки ей только шесть лет исполнится. Скоро начнем водить ее на подготовку к школе. Пока же Настя в детском саду занимается гимнастикой, ходит к нам в бассейн, плавает в «лягушатнике». Летом обязательно свозим дочку на море. Уже тринадцать лет отдыхаем в Кабардинке, где нас все устраивает.

Сложный путь

– На протяжении всей карьеры травмы и болячки вас не щадили. Несмотря на это, за вашими плечами пять Олимпиад и огромное количество других престижных турниров. Сейчас не задаетесь вопросами: «Неужели это все было со мной? Как я вообще сумел пройти такой путь?»

– Конечно же, задумываюсь над этим. И всегда буду благодарен Татьяне Александровне Стародубцевой, которая когда-то заметила меня, первоклассника, отобрала в свою группу. Сложно даже представить, сколько мы с ней про­шли за тридцать лет. Вместе сделали, наверное, все, что было возможным. Она – и вторая мама, и тренер, и учитель. Один человек научил меня всему. Людей подобного масштаба сегодня просто нет.

Да, сам не понимаю, как можно было столько пройти, перенести такое количество травм, бесконечных переездов, перелетов. Если посчитать, сколько раз я в одну только Австралию летал, то с ума можно сойти. Поездок пятьдесят точно наберется. Сутки в дороге проводишь – кошмар просто!

Наверное, мало кто прожил такую же жизнь в спорте, как я. Может, даже никто. Долгие годы был в сборной страны. Прыгал, пока не сформировалась достойная пара Илья Захаров – Евгений Кузнецов. Тогда понял, что можно со спокойным сердцем уходить в «пенсионеры». Для себя ведь соревновался до 38 лет. Выступал на чемпионатах страны, пусть до золотых медалей уже не добирался. Ушла Татьяна Александровна, и тут я решил поставить точку в карьере.

 

– Не раз замечал в ваших интервью, как сначала вы называете своего тренера по имени и отчеству, но затем обязательно проскакивает такое теплое, семейное «Таня». Для вас она в большей степени была второй мамой или все-таки старшей сестрой?

– По-разному складывалось. Конечно, когда она меня, мальчишку, воспитывала, заставляла выполнять домашние задания и проверяла их, то была мамой. Ведь мы, случалось, по месяцу проводили на сборах. И по системе, принятой в СССР, я обязан был ходить в местные школы, посещать по четыре урока в день. Когда возвращались в Воронеж, шел к своим учителям и отчитывался в том, что занимался в поездке не только спортом.

Но в какие-то моменты Татьяна Александровна действительно становилась старшей сестрой. Это происходило обычно после каких-то грандиозных событий – Олимпиад, чемпионатов мира. Тогда мы могли спокойно сесть за стол, поговорить на любую тему, выпить немного шампанского. Вообще, всякое бывало за годы, пройденные вместе. Я ведь и уходил из спорта, но она меня обратно вернула.

 

– Мы не раз говорили с вами о победах на Олимпиадах, чемпионатах мира. Но как-то обходили стороной ваш первый серьезный старт в составе национальной команды. Чем он запомнился?

– Это была еще сборная СССР. Чемпионат Европы – 1991, Афины. Мне 17 лет, и я, конечно, самый юный в кома­н­де. Отобрался через союзный чемпионат и серебряную медальку из Греции все-таки привез. На вышке выступали я и Володя Тимошинин – мой друг и коллега, безвременно ушедший в прошлом году. Уступил ему четыре балла. Хотя Татьяна Александровна потом говорила, что прыгали мы на равных, и в чем-то я, пожалуй, даже был лучше.

И уже через год – первая Олимпиада. Причем я отобрался на Игры с обоих снарядов. Превзошел всех ребят, которые не сомневались, что в Барселону именно они поедут. И тут их обошел какой-то воронежский пацан. (Смеется.).Главный тренер сборной СНГ Валерий Крутов делал ставку на вышку, но на ней я два прыжка и завалил. Все-таки выступать в открытом бассейне очень тяжело. Наверху солнце, внизу вода, тень от вышек падает. Многие просто потерялись в таких условиях. Вот и я «ловил» солнце, из-за чего случился провал. Стал шестым, а на трамплин собрался и завоевал «бронзу» в плавках мексиканца Фернандо Платаса. Но эту историю, думаю, и так все знают.

Пик карьеры

– Безусловно, сегодня нельзя не вспомнить 2000 год и Олимпиаду в Сиднее, которая стала пиком вашей карьеры. Четыре снаряда – четыре медали. Рекорд, пожалуй, на все времена!

– Да, я сам от себя такого не ожидал! Индивидуальную часть программы, можно сказать, проиграл, добыв только две бронзовые медали. А в синхроне, наоборот, все получилось. Было и «золото» с Игорем Лукашиным на вышке, и «серебро» с Сашей Доброскоком на трамплине. Китайцы попросту растерялись: мол, что творят эти русские?! Наш же тренер Алексей Евангулов сиял от счастья.

По Сиднею жалею лишь о том, что на трамплине не стал чемпионом в индивидуале, так как последний прыжок не удался. На тренировках он получался, мы с Татьяной Александровной посоветовались и решили рискнуть. Все-таки коэффициент там был большой, стоило попробовать, чтобы при прочих равных обойти конкурентов. В итоге я не доделал этот прыжок и стал третьим.

 

– После Сиднея не мелькала мысль: к чему же стремиться дальше?

– Было такое. К 26 годам добился в спорте всего и думал о том, что пора заканчивать. Но в итоге попрощался только с вышкой. На ней выступать тяжело, да и боли в кистях рук уже беспокоили. С трамплина же прыгать все-таки проще. Стать олимпийским чемпионом на нем мне так и не довелось, зато карьеру продлил на десяток лет. Многие ребята, с которыми начинал, уже тренировали, я же все выступал. Скольких синхронистов поменял! Прыгал и с Васей Лисовским, и с Димой Байбаковым, теми же Лукашиным и Доброскоком, а заканчивал с Юрой Кунаковым.

 

– Что пожелаете себе на вторую половину жизни, которая, как известно, наступает после пятидесяти?

– Даже не себе, а всем нам желаю в первую очередь крепкого здоровья! Ведь от него зависит все в нашей жизни. Еще – любви, счастья, весеннего настроения, мирного неба над головой. И, разумеется, занимайтесь спортом!