«Все – ради пациента»
Главный парадокс
Торжественное посвящение в «белые халаты» проходило в областной клинической больнице №1. Организатором события выступила Ассоциация медицинских работников Воронежской области.
В этом году после окончания ВГМУ, в том числе после ординатуры, в бюджетное практическое здравоохранение региона пришло 229 молодых врачей. С дипломами медицинских колледжей – 246 медсестер. Все это в несколько раз меньше количества самих выпускников. Дефицит врачей и медсестер в регионе продолжает расти. Больше всего медработников не хватает в первичном звене, в анестезиологии и реаниматологии, в психиатрии, фтизиатрии. Все больше специалистов требуется для так называемой военно-полевой хирургии. Но почему такой разрыв между желающими получить престижный медицинский диплом и желающими работать на самых сложных участках здравоохранения становится все ощутимее – в ходе посвящения не говорили.
Лидер Ассоциации медработников Воронежской области Михаил Иванов на вопрос корреспондента «Берега» о причинах растущего кадрового дефицита отметил, что в отечественное здравоохранение необходимо возвращать обязательное распределение после окончания медвуза, но сделать это непросто. Выход из сложившейся ситуации сегодня – целевой набор абитуриентов. Михаил Иванов также подчеркнул, что задача Ассоциации – защита профессиональных интересов врачей, популяризация и повышение престижности профессии.
– Сегодняшнее мероприятие важно и нужно. Молодые специалисты получают напутствие из уст министра регионального здравоохранения, своих старших товарищей и наставников. Мы хотим пожелать молодым коллегам сделать здравоохранение Воронежской области еще лучше сохранить наши добрые традиции и чтобы уважение к профессии медицинского работника среди населения было еще больше. Я бы пожелал молодым медработникам любить свою профессию и людей, – отметил в беседе Михаил Иванов.
– Наша задача – сделать все, чтобы молодые специалисты не боялись идти в профессию, в бюджетные медицинские организации, где нарабатывается самый ценный опыт и появляется трамплин в будущее, – добавила юрист Ассоциации Анна Грекова.
Только в начале пути
Министр здравоохранения Воронежской области Игорь Банин отметил, что нынешние выпускники – не показатель дефицита кадров.
– Ребята только в начале профессионального пути. А сколько подготовленных специалистов в рамках официальной системы здравоохранения потом станут профессионалами? Конечно, этот процент будет ниже. Для бюджетной системы здравоохранения тот выпуск специалистов, который ежегодно осуществляют медицинские вузы, сейчас недостаточен. Именно поэтому в рамках разных целевых программ с каждым годов увеличивается количество бюджетных мест. Без высокопрофессиональных кадров в современной медицине обойтись невозможно. А нехватка кадров в каждом конкретном учреждении – это всегда критично, потому что помощь мы должны оказывать непрерывно. Надеюсь, что у участников сегодняшнего посвящения в профессию впереди будет много спасенных жизней и много счастливых глаз пациентов, которым они помогли, – отметил Игорь Банин.
Уже в конференц-зале ВОКБ №1 региональный министр попросил непосредственно посвящаемых в профессию относиться к жизни и здоровью человека как «к самой большой ценности» в их работе.
– Не может быть назначения лечения как просто назначения препарата или операции как выполнения какой-то функции. Все это делается ради пациента. Мы не можем спасти всех, но помочь обязаны каждому. И позвольте вас заверить, что мы со своей стороны тоже будем всем вам помогать, от министра до ваших старших коллег рядом. В здравоохранении по-другому невозможно. Ведь среди вас – будущие Боткины, Пироговы, Парацельсы. Для нас важно реализовать весь ваш потенциал, – вдохновлял молодых коллег новый министр Игорь Банин.
Будущие пироговы
и парацельсы
Между тем в кулуарах посвящения выпускница ординатуры ВГМУ, молодой психиатр Алина Руднева парадокс статистического разрыва между желающими получить диплом врача и желающими потом работать в первичном звене на участке объяснила просто:
– Все стараются найти более удобные места. А на участках куча своих нюансов, жалоб. И руководство больше поддерживает пациентов и их родственников, чем свой медперсонал. Возникает много недопонимания, и врачи уходят, ищут варианты полегче. А в психиатрию сейчас не идут, потому что это особенно сложно. Самое сложное для меня лично – объяснить состояние пациента его родственникам. Большинство заболеваний тяжелые, и надо убедить, что поставленный диагноз – не перелом ноги, когда все срастется. Надо научить семью с этим жить дальше, – поделилась молодой врач.
Между тем в конференц-зале продолжались напутствия. Звучали вдохновенные песни патриотической направленности. Ведущий пытался раскачать зал столь же вдохновенными фразами про «гордость и будущее страны» – но молодые врачи давно уже сидели в смартфонах, все громче разговаривали между собой, спали. Или аккуратно покидали зал.
– Почему многие из наших однокурсников теперь не оказались в практическом здравоохранении? Кто-то понял, как это тяжело. Кто-то вообще теперь переехал в другую страну. Может, это и неплохо, что нам сегодня рассказали, как мы нужны. Но есть вот эти прекрасные слова – а есть жестокая реальность, с которой мы теперь столкнулись. Для нас лично – это планы. Бесконечные планы и бумажки, которые с нас требует руководство. А времени на самого пациента совсем не остается. То есть нет времени на то, ради чего мы вообще пошли учиться медицине. Но для руководства по месту работы эти бумажки и отчеты ценнее, чем пациент. Впрочем, и они тоже – всего лишь вышестоящие заложники системы. Вот об этом надо было говорить, – поделились, досрочно покидая мероприятие, молодые эндокринологи. И попросили не называть свои фамилии.