Кто заплатит за ошибку

Случайная щедрость
В системах продаж периодически возникают сбои, из-за которых цена товаров (услуг) падает в разы. Так, были случаи, когда на маркетплейсах телеви-зор с диагональю 43 дюйма выставляли за 3 тыс. руб., спортивные велосипеды – за 500 руб. Как правило, ошибку продавцы быстро обнаруживают, и если товар не доставлен, то возвращают деньги.
Похожая ситуация произошла 19 октября. В продаже у «Аэрофлота» появились авиабилеты по крайне заманчивым ценам на рейсы из Екатеринбурга на Пхукет и обратно. Цены начинались от 6470 руб. за «туда-обратно».
В погоне за дешевыми билетами люди создают отдельные чаты и каналы. И весть моментально разлетелась по сети Интернет. Любители бюджетных путешествий не преминули воспользоваться такой щедростью от «Аэрофлота» и раскупили билеты.
Но уже 21 октября появилась информация, что «Аэрофлот» решил аннулировать проданные по низкой цене авиабилеты. Национальный перевозчик начал рассылать пассажирам уведомления об аннулировании их бронирования, объясняя это техническим сбоем, в результате которого билеты были ошибочно оформлены.
Вместо отдыха авиакомпания пообещала пассажирам вернуть деньги и предложила им купить новые авиабилеты со скидкой 30% от текущих цен.
Сейчас при поиске билетов на Пхукет система бронирования выдает варианты от 130 тыс. руб. в одну сторону, если лететь без пересадок в ближайшие даты. С пересадкой можно улететь за 60 тыс. в одну сторону. В качестве дополнительной компенсации перевозчик решил начислить пострадавшим пассажирам по 5000 миль в программе «Аэрофлот Бонус».
По данному факту Роспотребнадзор выступил с разъяснениями. Специалисты сообщают, что аннулирование билетов, выписанных по ошибочной цене, не может быть законным. Предложение авиакомпании на сайте о стоимости и основных условиях перевозки является публичной офертой. После оплаты пассажиром авиакомпания не вправе в одностороннем порядке отказаться от оказания услуг. Потребитель имеет право требовать предоставления услуг по той цене, которую он заплатил, либо возмещения убытков, если ему придется приобретать аналогичный маршрут дороже, пояснили юристы.
Аналогичной позиции придерживается Верховный суд Российской Федерации, рассматривающий споры с потребителями в других сферах. «После получения продавцом сообщения от потребителя о намерении заключить договор на условиях публичной оферты продавец не вправе в одностороннем порядке изменить объявленную цену товара, – говорится в документе. – Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе».
Что в банке со шпротами
Наверняка кто-то из наших читателей уже начинает закупку традиционных продуктов с длительным сроком хранения к Новому году, в первую очередь консервированных.
Консервы шпроты 22 торговых марок закупались экспертами Роскачества в сетевых и интернет-магазинах, обезличивались и направлялись в лабораторию на экспертизу. В основном это консервы, изготовленные на предприятиях среднего бизнеса. На момент закупки цена варьировалась от 30,25 до 98,58 руб. за 100 г. В первую очередь эксперты определяли видовую принадлежность рыбы в банке и сравнивали с тем, что заявлено на этикетке. Выяснилось, что из 22 исследованных марок производители консервов пяти торговых марок положили в банки совсем не балтийскую кильку, которую указали в маркировке. Об итогах исследований эксперты рассказали на своем сайте.
В шпротах Spiro (производитель ООО «Спиро Групп», г.Екатеринбург / ООО «Пролив», г.Керчь) находилась «черноморско-каспийская тюлька, или тюлька, или черноморско-азовская тюлька». Банка была куплена в магазине «Светофор» за 30,25 руб.
В шпроты «Русский рыбный мир» от производителя с таким же наименованием положили каспийскую кильку (или тюльку). Такие консервы были куплены на Wildberries за 35,62 руб. Этот же производитель аналогичную рыбку изготовил для магазина «Пятерочка» под маркой «Красная цена», где эксперты приобрели ее за 37,49 руб.
В шпротах «Морская радуга» (производитель ООО «ТД «Вкусные консервы», Московская обл. / ООО «Дальморепродукт», г.Москва Балтийская килька) также находилась каспийская килька (или тюлька). Продукт приобретен на Ozon за 47,18 руб.
В шпротах Fish House (ООО «Балт-Фиш Плюс», Псковская обл.) в банке лежала салака. Приобретена банка в магазине «Пятерочка» за 56,24 руб.
Заметим, что все эти виды рыбы могут использоваться в качестве основы для производства шпрот, о чем производитель обязан писать на этикетке.
Кроме того, 31 октября Управление Роспотребнадзора по Воронежской области предупредило жителей региона о фальсифицированной икре от нижегородского производителя «Лунское море». В икре сазана, судака и трески не обнаружено ДНК рыб этих видов. Зато в продукте нашлась ДНК минтая. Кроме того, в икре сазана и судака выявили завышенное содержание бензойной и сорбиновой кислот.
Помимо этого, в так называемой консервированной атлантической скумбрии от саратовского производителя «Фортуна» санврачи выявили ДНК скумбрии японской.
«Черная пятница»
Минувшая пятница ознаменовала не только продажу товаров со скидками в этот день, но и начало «черной недели» и даже «черного месяца».
От товара, купленного в интернет-магазине, в том числе в рамках акции «черная пятница», потребитель вправе отказаться в любое время до его передачи потребителю продавцом либо уполномоченным им лицом, а после передачи товара – в течение семи дней (если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства), указывают юристы Роспотребнадзора.
Доставленный товар передается потребителю по указанному им адресу, а при отсутствии потребителя – любому лицу, предъявившему информацию о номере заказа либо иное (в том числе электронное) подтверждение заключения договора розничной купли-продажи или оформления заказа.
Перед покупкой товара по акции проверьте цену на товар со скидкой у других продавцов. Товар мог неожиданно «подорожать» перед акцией и со скидкой стоит столько же, сколько и раньше.
Слишком низкая цена может свидетельствовать о продаже фальсифицированного или контрафактного товара. Обратите внимание на стоимость доставки товара до его оплаты. Большая скидка на товар может быть достигнута за счет дорогой доставки.
Убедитесь, что продавец не прячет информацию о себе, она должна быть указана на сайте.