Говорил и показывал
В обществе к 90-м годам прошлого века отношение неоднозначное. Одни называют их «лихими» и с содроганием вспоминают, как безвозвратно рушились устои привычной жизни. Другие говорят о них как о периоде новых возможностей, возникших на обломках старого. Среди сфер, где вмиг исчезли десятилетиями существовавшие рамки, было и телевидение, в том числе местное.
Первый негосударственный
В советские годы ТВ было только государственным. Передачи областного телерадиокомитета транслировались по второй программе ЦТ, чаще всего вечером, ненадолго перекрывая московский эфир. Но в сентябре 1993 года картина изменилась: в эфир начала выходить первая в Воронеже негосударственная телекомпания – 4-й канал (Телепрограмма «Воронеж»). Сегодня точную дату начала вещания затрудняются назвать даже непосредственные участники тех событий, но в некоторых источниках указано 9 сентября.
Инициатива создания 4-го канала принадлежала небольшой команде во главе с Сергеем Насоновым, который впоследствии долгие годы оставался директором телекомпании. Поначалу вещание длилось всего несколько часов, преимущественно по вечерам. Показывали мультфильмы, музыкальные клипы, кинофильмы. Вскоре появились и программы собственного производства – как информационные, так и развлекательные. Смелым шагом во второй половине 90-х стало включение в сетку вещания (в ночное время) фильмов «для взрослых». А чтобы случайно этот, как теперь сказали бы, контент не увидели те, кто еще не дорос, трансляция велась с шифрацией. И для нормального просмотра зрителям необходимо было приобрести специальную приставку – дешифратор. Сконструированный, как гласит легенда, чуть ли не самим Насоновым, имеющим, кстати, степень кандидата технических наук.
Поначалу канал вещал только в Воронеже, но уже через пару лет начал распространяться и на районы области. Причем в первое время весь эфир записывался на кассеты, которые с междугородними автобусами передавались в крупные райцентры, и там показ шел на сутки позже. Канал был небогатым, далеко не передовым в техническом отношении. Но коллектив телекомпании всегда стремился быть ближе к своему зрителю – информировать, развлекать, помогать. Сетевыми партнерами канала в разные годы были ТВ-6, Муз-ТВ, а с 2000 года – РЕН-ТВ.
Путь становления
– Возможно, буду необъективна, но для меня 4-й канал – альтернативный, неформальный, честный. Постоянно развивающийся и прошедший путь от трансляции фильмов в формате «видеосалон 90-х» до серьезных проектов, – говорит Елена Тарасова, в течение 18 лет работавшая редактором и ведущей информационных программ на канале. – Канал сделали люди. Прежде всего – создатель и многолетний руководитель «четверки» Сергей Насонов. Учился сам и учил других. Сейчас трудно сосчитать, сколько начинающих журналистов прошли эту школу и с успехом продолжили потом свой профессиональный путь.
Например, журналист Александр Козлов уже почти 30 лет трудится в воронежском телеэфире. Но свои первые шаги в качестве телеведущего сделал именно на 4-м канале. Его программа «Музыкальный гребешок», где выполнялись заявки воронежцев, была весьма популярна в 90-е годы.
– До сих пор люди подходят на улице и с теплотой вспоминают эту передачу, – рассказывает Александр. – А еще мы первыми в Воронеже предприняли попытку сделать телевидение интерактивным – запустили программу «Проснись и пой».
Передача эта выходила в эфир утром по субботам в прямом эфире. Участникам необходимо было дозвониться в студию и под караоке исполнить любимую песню. Каждый раз было трое участников. А в финале зрители голосовали за лучшего исполнителя, позвонив по одному из трех телефонных номеров.
– В студию приходили гости из музыкальной среды, – вспоминает Александр Козлов. – И однажды мы вели эфир с Михаилом Гребенщиковым, который тогда еще не был столь популярен. Вдруг в какой-то момент он начинает читать свои стихи, содержанием, мягко говоря, не подходящие для утреннего эфира выходного дня. Благо, язык у меня подвешен, и я пытаюсь как-то вырулить ситуацию. А в голове одна мысль – уволят или нет. Не уволили, руководство было демократичным. А Миша потом показывал эту запись на «Фабрике», и она вызвала весьма бурную реакцию.
Александр Козлов вспоминает не только развлекательные проекты, но и весьма серьезные – такие, например, как «Афганский ветер» о воинах-интернационалистах или «Я вернусь» о проблемах реабилитации бывших осужденных. Финалом последнего цикла, кстати, стал документальный фильм, номинированный на премию «Тэфи-регион».
Народный канал
Пик развития 4-го канала пришелся на то время, когда мобильная связь только появлялась, а соцсетей еще не было.
– Кто-то скажет – провинциальное ТВ. И что? – говорит Елена Тарасова. – Нам досталось время, когда к СМИ было другое отношение, когда выражение «четвертая власть» еще не потеряло значения. В этом смысле 4-й канал можно смело назвать народным. Звонки от зрителей по самым разным поводам были основой абсолютного большинства сюжетов. Нам верили, а мы искренне старались оправдать это доверие.
Елена вспоминает, как однажды зрители, о чьей коммунальной проблеме накануне рассказали в эфире, привезли в редакцию огромный торт – в знак благодарности.
А вот еще один показательный случай. Как-то летом нескольких обитателей Воронежского зоопарка вывезли в Дубовку – показать детям, отдыхающим в лагерях. На ночь ослика Яшу привязали к дереву, но упрямец перегрыз веревку и сбежал. Информацию о пропаже с просьбой оказать помощь в поисках передали в новостях 4-го канала. И тут же в студии раздался звонок. Оказалось, местные жители нашли Яшу, который чуть не угодил под поезд, хотели оставить себе, но, увидев сюжет, разумеется, решили вернуть его в зоопарк.
Трогательных историй за годы работы канала накопилось тысячи. Так, коллектив «четверки» в 2005 одним из первых включился в процесс по сбору средств на дорогостоящую операцию малышке Оксане Желтовой. Журналист Денис Кудинов с коллегами сумел организовать несколько благотворительных концертов на открытых площадках города. Весь город тогда «гудел», и цель была достигнута.
Конец золотого времени
Назвать все программы 4-го канала и всех, кто над ними работал, невозможно. Свой вклад в развитие телекомпании внесли спортивные журналисты Виктор Старцев и Ольга Шаповалова, ведущие утренних передач Ольга Бежина и Ольга Волкова, наверняка запомнились зрителям авторские программы Михаила Петрова, Аллы Холденко, Сергея Насонова, Марины Мануковской и других. А сколько настоящих профессионалов работало за кадром – операторы, видеоинженеры, администраторы, водители. Многие из них называют сегодня те годы «золотым временем».
Но все меняется. В 2011 году на канал пришло новое руководство, а с 1 января 2016 местное вещание на «РЕН-ТВ Воронеж» прекратилось. Не потому, что компания была убыточной или неконкурентоспособной, а просто потому, что в столице «эффективные менеджеры» решили закрыть все региональные филиалы. И все же, проработав более 20 лет, 4-й канал навсегда останется первой ласточкой новой телевизионной эпохи в Воронеже.