Истерика подсознания
Зависимости от гаджетов подвержены и взрослые люди, которые значительную часть времени проводят в телефонах, порой – не меньше, чем дети. А известно, с кого они берут пример. Почему проблема гаджетозависимости становится острее с каждым годом, какие ошибки в воспитании допускают родители и почему наши дети уже в три года разбираются в навороченных технологиях лучше, чем мы?
Выдавать дозированно
Екатерина Баева – многодетная мама, ее младшему нет и трех лет, но он знает, как и где скачать для себя новые игры, и уже изучил все родительские «тайники»: знает, куда от него прячут телефон. Как и в любой семье, ребенку давали гаджет, чтобы он посмотрел мультики, но, заметив, что Леша как-то легче управляется с технологиями, чем старшие дети в его возрасте, Екатерина стала строже следить за временем, которое сын проводит в телефоне. Говорит, что этот процесс важно дозировать, причем в отношении всех детей.
Когда между детьми большая разница в возрасте, то их интересы часто не совпадают. Так, старший сын Екатерины скоро будет получать паспорт, он увлекается компьютерными играми – но ему интересно не только поиграть, но и самому их придумать. Родители не исключают, что сын превратит это в будущем в профессию, и они уважают его мотивацию. Хотя он – «играющий» пример для малыша.
– Оговорили время пребывания старшего за компьютером, стараемся придерживаться, но, конечно, случается, что из-за монитора не выгонишь. Особенно летом, когда в школе нет занятий. Тогда муж начинает выполнять какие-то дела по хозяйству и просит старшего помочь, таким образом переключая внимание. Либо, если старший занимался какими-то делами и мы согласны, чтобы он поиграл, беру Лешку на прогулку в парк, – поделилась секретом воспитания Екатерина Баева.
Теряют интерес
Но разумную позицию в отношении ситуации не каждому родителю удается выстроить. Зачастую мамы и папы, если устали после рабочего дня, «отдыхают» в соцсетях или у телевизора, а дети, наблюдая такую картину, тоже пристращаются к пассивному отдыху, поэтому, говорят психологи, они теряют интерес к подвижным играм, улице и общению со сверстниками.
7-летний Максим все меньше любит бывать в деревне у бабушки. Здесь она заставляет его разучивать стихи и песни, писать под диктовку короткие тексты и читать азбуку. За плечами женщины 25 лет учительского стажа, а на книжных полках в ее доме – книги с пожелтевшими страницами, сохранившиеся еще от выпущенного ею первого класса.
Родители мальчика в разводе, у каждого своя жизнь. И в городе он предоставлен сам себе: в садик его устроили поздно, а все остальное время он бывал дома, играл в телефон. Оттого и каждое лето у бабушки для него с каждым годом – все больший стресс: и учебная нагрузка возрастает, и телефон ему здесь совсем не дают, если только под присмотром разрешают созвониться с родителями, сестрой и тетей. Ребенок капризничает, лишь недавно отучился плакать, выпрашивая телефон.
– Считается, что внуков мы любим больше, чем детей, может, из-за этого я и гиперболизирую некоторые пробелы в воспитании. Родители же думают, что интерес к гаджетам Максим с возрастом перерастет. Он умный мальчик, перед школой хочется заинтересовать его школьными науками, надо переключить внимание и объяснить ребенку, что много чего вокруг есть интересного, и это – настоящее, – рассказала Марина Петровна.
Подходить с умом
Детский психолог Алиса Корнилова считает, что проблему гаджетозависимости, особенно если она формируется у детей 3-7 лет, игнорировать нельзя. По ее словам, найти статистику таких случаев невозможно – в этом возрасте родители часто не видят проблемы, а вот с подростками, когда те предпочитают учебе телефон, к ней приходят на прием.
– Зависимость как таковая может развиться у ребенка к десяти годам, но уже до этого возраста нужно держать ухо востро. Когда мы говорим «зависимость», то имеем в виду уже некий запущенный процесс, и тут уже ясен итог: зависимость есть. Вопрос в том, как среагировать заранее, – объясняет Алиса Корнилова. – Уже надо предпринимать меры, когда ребенок отказывается от общения со сверстниками в пользу гаджета. Это характерно для ребят школьного возраста. А вот до этого «звоночек» все, что связано с телефоном. В 3-6 лет ребенок должен быть активно занят игровой деятельностью, а еще – он берет пример с родителей. И если он видит, что вы в любую свободную минутку тянетесь не к книге, а к телефону, что вы улыбаетесь, смотря что-то в телефоне, он считает, что там интересно. Даже если у вас работа в компьютере и вы сосредоточены, будет понятно, что вы не можете оторваться, потому что там происходит что-то занимательное.
Детский психолог предлагает в таких случаях строго разделять работу и дом, а если соцсети для вас – действительно отдых, то идти на хитрость и прятать телефон в книгу, чтобы у детей младшего возраста формировать представление увлеченности книгой. При этом надо понимать, что эта хитрость будет работать только до определенного возраста.
При этом Алиса Корнилова против, когда ребенка совсем лишают телефона. Во-первых, он находится в социуме, и многие его товарищи наверняка станут обсуждать видео из интернета или какую-то игру – ребенку важно быть в теме.
– К тому же это для нас телефон был как поощрение за что-то, сегодня это часть жизни, как бытовая техника. И если, например, не будет стиральной машинки, это усложнит нашу жизнь. То же самое с телефоном. Лишая телефона, мы лишаем ребенка конкурентоспособности. А это важный навык для современного общества. Первый телефон у ребенка должен появляться в первом классе, но уже раньше вы его знакомите с тем, что это такое, но четко обозначаете: это то, что полезно, и с помощью телефона учите ребенка каким-то навыкам, например, делать качественную фотографию, – добавляет детский психолог.