Штрафы и компенсации

Компенсация
за просрочку
Суд в Санкт-Петербурге обязал торговую сеть выплатить компенсацию морального вреда покупателю, которому на прилавке достались просроченные продукты.
Как рассказали в объединенной пресс-службе судов Санкт-Петербурга, в Куйбышевский районный суд Северной столицы обратился гражданин Б. В заявлении он указал, что 22 апреля этого года купил в сетевом супермаркете апельсиновый сок, в то время как срок его годности истек 20 апреля. Гражданин уверял, что заметил это слишком поздно – после кассы, и очень расстроился.
«После оплаты товара он прошел к полке внутри помещения магазина, чтобы сложить в пакет купленные продукты, и в этот момент обнаружил, что продукт обладает неприятным запахом и тухлым вкусом. Б. обратился к кассиру магазина с требованием возврата денег за некачественный товар, что и было сделано», – пояснили в суде.
На кассе сразу же вернули деньги за просроченный сок. Но мужчина решил: этого мало, надо заплатить еще и за моральный ущерб. В иске он указал, что магазин «продажей некачественного и опасного товара причинил ему нравственные страдания, которые выразились в неуважении к нему как к потребителю, в его переживаниях по данному поводу, а также в беспокойстве об общей пищевой безопасности населения». Поэтому он попросил суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере одной тыс. руб.. Суд удовлетворил требование и присудил не только моральную компенсацию, но еще и штраф 500 руб., который магазин также выплатил пострадавшему.
«Российская газета», которая познакомила читателей с данным случаем, указывает, что гражданин Б. уже не в первый раз приходит в суд с аналогичной проблемой – он получил такую же компенсацию за просроченные пельмени.
Вряд ли можно уличить гражданина в том, что таким образом он зарабатывает. Скорее всего, взял на себя труд стать этаким «санитаром» прилавков.
Юристы объяснили, что теперь прямо на кассах можно требовать не только возврата денег за просроченный товар, но и выплаты компенсации. Потому что, если магазин не раскошелится добровольно, то ему придется платить через суд – к счету прибавится пятидесятипроцентный штраф за отказ добровольно выполнить законные требования покупателя.
Цена и ценник
Если сумма на ценнике не соответствует цене, вы имеете полное право требовать продать вам товар по той стоимости, что указана на ценнике. Законодательством предусмотрено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о товаре (в том числе о его цене), обеспечивающую возможность его правильного выбора. Обычно продавцы объясняют, что не успели поменять ценник, так как у них много работы.
Покупателю, попавшему в такую ситуацию, необходимо: обратиться к администратору магазина, сообщить ему о данной ситуации, попросить продать товар по стоимости, указанной на ценнике.
Если вы уже расплатились за товар и только после заметили ошибку, магазин все равно обязан вернуть вам разницу в цене между чеком и ценником.
Оплата возврата
Штрафовать за возврат неподошедших или некачественных товаров маркетплейсы покупателей не могут, но имеют право на компенсацию своих расходов.
Дело в том, что есть покупатели, которые заказывают огромный ассортимент из одежды и обуви, а выбирают одну единицу товара или вообще ничего. Считается, что по аналогии с магазином, где можно хоть весь ассортимент примерить и ничего не купить, покупатели вправе также отказываться и от интернет-заказов.
На самом деле с маркетплейсами дело обстоит иначе. В магазин человек приходит сам. А в случае с маркетплейсами товар для покупателя специально доставляется в удобную для него точку. Это и амортизация автомобилей, и расходы на бензин. Так, недавно огромный скандал разгорелся вокруг введения якобы массовых штрафов в Wildberries. В компании опровергли введение поголовных штрафов за отказ от товаров, но отметили: «Мы применяем оплату услуги обратной доставки товаров только для клиентов с высокой долей возвратов и/или невысокой суммой выкупа. Данный тариф затрагивает лишь около 10% клиентов».
Глава Союза потребителей РФ Петр Шелищ разъяснил «РГ»:
«С юридической точки зрения это не штраф. Есть статья 26.1 Закона «О защите прав потребителей», которая позволяет вычесть из возвращаемой стоимости товара расходы продавца на его доставку от потребителя. В Wildberries эту услугу в среднем оценили в 100 руб.».
«Если потребитель не согласен с размером расходов, он вправе подать претензию в адрес продавца, на которую тот обязан ответить. А в дальнейшем, если не согласен с ответом, имеет право обратиться в суд», – пояснили в Роспотребнадзоре, добавив, что любые расходы на доставку возвращенного товара должны быть обоснованными, иметь подтверждение и быть связаны именно с возвратом конкретного товара, а не носить характер штрафа, установленного в виде единой платы за возврат любого товара. Поэтому универсальную оплату Wildberries 100 руб. за возврат тоже можно подвергнуть сомнению.
Наталия ОСАДЧАЯ
Фото из сети Интернет
Под текст
При укусах –
к врачу!
За 6 месяцев 2023 года в Воронежской области зарегистрировано 12 случаев лабораторно подтвержденного бешенства животных в семи районах, что в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года (в 2022 году – семь случаев в пяти районах), сообщил Роспотребнадзор.
Случаи бешенства зарегистрированы у пяти кошек, шести собак и одной лисы.
За антирабической помощью в январе – июне 2023 года в медицинские учреждения области обратились с укусами, оцарапываниями, ослюнениями 3165 человек (138,3 на 100 тыс. населения), что на 15% больше показателей аналогичного периода 2022 года (2682 человек – 116,3 на 100 тыс. населения).
Число укусов, нанесенных дикими животными, на 9,6% меньше, чем в аналогичном периоде 2022 года (94 и 104 случаев соответственно), пострадавших в зоонозных очагах бешенства 25 человек, что в 1,3 раза выше показателей аналогичного периода 2022 года (18 человек).
Врачи напоминают: летальность при заболеваемости бешенством составляет 100% и единственным средством защиты от него является своевременная вакцинация.
Чтобы не допустить возникновения случаев бешенства среди людей, необходимо соблюдать ряд правил: приобретать животных только в специализированных организациях при наличии ветеринарного освидетельствования; обязательно проводить вакцинацию против бешенства домашних и сельскохозяйственных животных; избегать контакта с безнадзорными животными, не кормить их с рук, не гладить; не осуществлять самостоятельно забой и уничтожение павших сельскохозяйственных и домашних животных; обязательно проходить профилактическую иммунизацию против бешенства группам риска: ветеринары, охотники, лесники, егеря и т.д.; незамедлительно обращаться за оказанием антирабической помощи в случае укусов, ослюнения и при контакте с неизвестным животным.