«Это с нами навсегда»
В минувшую пятницу, 7 июля, в одну из самых трагичных воронежских дат, в Областном Доме журналистов прошел круглый стол «Боль и горечь оккупации: Воронеж в годы Великой Отечественной войны». Историки, публицисты, родные очевидцев оккупации собрались вместе, чтобы еще раз проанализировать наше общее прошлое.
Почему события лета 1942-го до сих пор обрастают новыми подробностями? Как эти подробности влияют на новейшую историю Воронежа? Обо всем этом шла речь на круглом столе.
«Здесь такое творится!»
Виктор Бахтин, кандидат исторических наук, член Межконфессионального совета при облправительстве:
– Война в наш город пришла не с регулярными отборными дивизиями вермахта, а с первыми бомбами, брошенными на дома воронежцев. И с первыми жертвами. В недавно рассекреченных документах ФСБ приводятся данные о воздушных налетах на Воронеж. Первый налет на жилые дома и производственные помещения в районе авиазавода был осуществлен еще 5 февраля 1942 года. Два человека погибли, шесть ранены. Далее бомбежки и новые жертвы – в районе мехзавода. С массированной бомбежки 28 июля налеты вражеской авиации становятся регулярными. Большое количество раненых после бомбежек воронежцев оставались в самом городе. И это важно для понимания дальнейших событий.
Лидия Дудник, пенсионер:
– Эвакуация оказалась очень спешной. Основной поток шел по Степана Разина. А в это время, совсем рядом, в онкологической больнице на Каляева находилась моя бабушка. Она смогла дозвониться до дочери – моей мамы, которая работала в отделе снабжения фронта горючим. Бабушка сказала маме: «Здесь такое творится! Врачи нас покидают. Забирайте меня!» Только благодаря специфике маминой работы удалось организовать машину, но было уже поздно – правый берег занят немцами. Уже после освобождения Воронежа мама отправилась на поиски. Бабушкиного лечащего врача Слободского они нашли в Борисоглебске. Он сказал, что машин оказалось мало, и эвакуировали только медперсонал. А пациентов спустили в подвал, оставив им что было: рис, сахар. Даже воду не успели принести. После освобождения Воронежа о Песчаном Логе уже все знали и ждали, когда начнется эксгумация. От вокзала туда ходили автобусы. Еще не было даже ямы, тела были просто присыпаны землей. Их выкладывали рядом, чтобы горожане могли опознать своих. Мамина попутчица по автобусу опознала свою мать по халатику и по плетеной корзиночке в руках покойной. Видно, что та продолжала ее сжимать во время расстрела. Нашу бабушку так мы и не нашли. Эта потеря теперь с нами навсегда.
Новый исторический памятник
Виктор Бахтин:
– Теперь, по мере рассекречивания архивов, на 99,9% можно утверждать, что ваша бабушка оказалась в Доме инвалидов. Это новое учреждение организовали в оккупированном городе оставшиеся здесь воронежские врачи под руководством Каземира Спалека. Он был назначен оккупационными властями руководить горздравом. Впоследствии после освобождения города на допросах упоминал также о пациентах, которые были свезены в Дом инвалидов из онкологической больницы. Во всех подробностях трагедия Дома инвалидов появилась в нашей исторической памяти совсем недавно благодаря архивным исследованиям. В рассекреченных теперь документах говорится, что в «доме было полно старух», упоминаются даже столетние пациенты. Здесь же находилась и группа слепых детей вместе со своей медсестрой Анной Вороновой из глазной больницы. Теперь мы уже знаем, что все маломобильное население Воронежа – старики, больные и раненые – было собрано в трех больницах по улице 20-летия Октября: в 29-й школе, в бывшем родильном доме, ставшем «чижовской» хирургической больницей, и в Доме инвалидов. Также только теперь выясняется, что подавляющая часть расстрелянных в Песчаном Логу были как раз пациентами Дома инвалидов. Этот дом – исторический памятник развернувшейся в городе трагедии.
Букетик
с «Девичка»
Ирина Арапова, старший лаборант ВГМУ:
– Моя прабабушка Аксинья Петренко сама отпустила невестку с детьми. Сказала: «Идите без меня. Я уже старая, немцы меня не тронут». В 1943 году Ольга – моя бабушка – вернулась в Воронеж и в газете «Коммуна» от 13 октября в списке тех, чьи тела эксгумированы в Песчаном Логу, увидела фамилию Аксиньи, своей свекрови. В Песчаный Лог на опознание пошла внучка Аксиньи 15-летняя Ниночка. Вернувшись после опознания, девочка легла и так пролежала два месяца. А потом умерла. С тех пор мы каждый раз, навещая прабабушку Аксинью в Песчаном Логу и Ниночку на Коминтерновском кладбище, берем для них букетики с их родного «Девичка», где часть нашей большой семьи живет до сих пор.
Виктор Бахтин:
– Эту девочку тоже можно считать жертвой Песчаного Лога. Ребенок не смог перенести увиденного.
«Вся эта история продолжается»
Людмила Шилина, писатель:
– Я много работаю с молодежью, выступаю в школах. И когда спрашиваю детей, что они знают о Песчаном Логе, о Саде Пионеров, то просто не получаю ответа. Но не только школьники – взрослые воронежцы часто не могут ответить. Что я могу сделать? Только писать книги. В очередной мой сборник вошел научный очерк Виктора Бахтина о Песчаном Логе, а также статья Татьяны Чернобоевой и Фаины Блинчевской о Саде Пионеров. Кстати, в мои советские школьные годы нам тоже никто не рассказывал про трагедию Сада Пионеров, про оккупацию. С чем это связано, я не знаю. Но сейчас такого допустить мы уже не можем. Не так давно к старейшему нашему краеведу Фаине Блинчевской обратились родные погибшей в Саду Пионеров вожатой. Прежде о ней ничего не было известно. В общем, вся эта история продолжается.
Владимир Иванов, член Национальной палаты при губернаторе Воронежской области, руководитель Воронежского Дома дружбы:
– В марте 2023 года облпрокуратурой подано в Воронежский областной суд заявление об установлении факта геноцида народов СССР. Следствием установлено, что в результате действий оккупантов в нашей области погибло не менее 198 тыс. мирных советских граждан и военнопленных. Почти 77 тыс. человек насильственно были угнаны на принудительные работы. 25 мая 2023 года воронежский облсуд удовлетворил заявление прокуратуры о признании геноцидом и военными преступлениями действия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. 5 июля 2023 года решение вступило в законную силу.
По итогам круглого стола принято решение предложить депутатам гордумы установить 27 августа Днем памяти воронежцев, уничтоженных нацистами и их пособниками в Песчаном Логу. А также создать общественную инициативу по включению в областной реестр объектов культурного наследия жилое здание бывшего Дома инвалидов по улице 20-летия Октября, 89.