«Сложно не вернуться туда вновь»
.jpg)
«Счастье удваивается, когда им делишься»
Путь волонтера Виктория начала в 13 лет с помощи монастырю Серафима Саровского в Грибановском районе.
– Я с 10 лет занималась лыжными гонками и выступала на соревнованиях, а летом каталась на велосипеде для развития выносливости. Монастырь Серафима Саровского находился через поля в 30 км от моего дома, и я на велосипеде преодолевала эту дистанцию. Мой первый тренер, будучи человеком верующим, предложил совмещать два полезных дела одновременно: физическую подготовку и помощь монастырю. Так раза 3-4 за лето мы вместе с тренером и другими спортсменами ездили туда на пару дней, – вспоминает девушка.
В монастыре Виктория занималась уборкой помещений, прополкой огорода, посадкой овощей и сбором урожая, а также кормила людей на полевой кухне и подготавливала спальные места для паломников.
Решив стать специалистом по пожарной безопасности и поступив в ВГТУ, Виктория не оставила волонтерскую деятельность – стала донором. Девушка не только сама сдавала кровь, но и находила желающих последовать ее примеру.
– Есть выражение такое хорошее: «Счастье удваивается, когда им делишься». С благотворительностью и волонтерской деятельностью это работает «на раз-два». И плюс я всегда боюсь эгоизма в мире, черствости сердца, опасаюсь, что материальные блага станут дороже человеческого внимания. Поэтому ищу способы не допустить этого в себе, – поделилась Виктория.
«Мне хочется быть ближе к ним»
Когда началась СВО, волонтер не смогла остаться в стороне. Ведь два ее близких друга сейчас на передовой.
– Один – военный, он всегда без связи, и никогда не знаешь, увидишь ли снова человека или нет. Это страшно, а он мне как брат. Второй друг занимается доставкой гуманитарной помощи «за ленточку». Знаю, что он бывал под обстрелами, но все равно помогает парням и идет на этот риск. И мне хочется быть ближе к ним. Я бы помогала раненым в госпитале, но для этого нужно медицинское образование и обучение. Поэтому, когда увидела пост в соцсетях о том, что «Волонтерский корпус 36» организует поездки в ДНР, сразу же связалась с ним и подключилась к добровольцам, – рассказывает Виктория.
Вместе с «Волонтерским корпусом 36» Вика и посетила Волноваху. Говорит, там нет ни одного дома, который бы не был обстрелян. Местные жители рассказали Вике, как украинские военные, покидая город, ровняли его с землей, на танках проезжая по улицам, хаотично бомбили. Погибло много мирных жителей.
«Они очень сильные»
Основная работа девушки заключалась в сборе пакетов из имеющегося продовольствия. В определенный день уличком (старший по улице) оповещал жителей, что будет раздача, и люди приходили забрать еду, а Виктория и другие добровольцы ее выдавали.
– Сложно не разрыдаться, когда видишь, как бабули лет 80 со слезами на глазах делятся пакетом с едой, слышишь истории, как им приходилось жить в подвалах и готовить еду на костре. Слушаешь и не понимаешь, за что им это, как они все это вытерпели. И осознаешь, как мы перед ними, перед этими бабушками слабы. Они очень сильные, и их объятия дорогого стоят, – рассказывает девушка.
Каждый день волонтеры раздавали мамочкам с детьми разного возраста зубную пасту, подгузники, влажные салфетки, порошок, детский крем и мыло.
– Еще мы организовали раздачу вещей. Для местных жителей это была особая радость, мы одевали и обували детишек от первых дней жизни лет до 11. Когда ты видишь горящие глаза детей, видишь людей, нуждающихся в твоей помощи и говорящих спасибо, то слезы наворачиваются на глазах. Ты понимаешь, что у тебя есть руки, ноги, время и возможность помогать, а поэтому сложно не вернуться туда вновь, – рассказывает доброволец.
«Было страшно только дважды»
Волонтер признается, что перед поездкой немного волновалась.
– Конечно, проскакивали мысли: «А что, если?» Ведь никто не застрахован. Но внутри только уверенность была, уезжала осознанно и с полным принятием любой ситуации. Желание помогать все перекрывало, – вспоминает Виктория.
Девушка рассказывает, что летом везде хорошо – даже в Волновахе: зелень и цветы отвлекают от разрухи, часть города восстанавливается, есть новые здания. ПВО работает, но и к этому быстро привыкаешь.
– Было страшно только дважды. Один раз случился прилет из реактивной системы залпового огня. ПВО, как нам объяснили, в таких случаях справляется не со всеми ракетами. И четыре из них упали фактически рядом с нами. Было очень громко, мы вжимались в кровати. Но здесь только принятие факта, что я уже тут, повлиять особо ни на что не могу, долетит – значит долетит. И второй страх – это засыпать. И в самом деле, просыпаясь, благодаришь за новый день, – говорит Виктория.
«Когда люди сидели по подвалам, их дома обчищали»
На вопрос о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, девушка отвечает, что их не было совсем: организаторы очень заботятся о волонтерах.
– Если настроить себя, учитывая географию поездки, на полевые условия, то по прибытии даже пострадавший от обстрелов дом, в котором мы жили, и летняя кухонька с газовой плиткой покажутся раем, – рассказывает Виктория.
А вот местные жители столкнулись не только с трудностями, но и с жестокостью украинских военных. Волонтер, раздавая еду, разговаривала с людьми и узнала от них несколько жутких историй.
– Было много грабежа: когда люди сидели по подвалам, их дома обчищали. У одной бабули в шкафу лежали белье, простыни, белые полотенца. Все выбрасывалось на пол и топталось грязными сапогами. А у одной пары лет 60, где муж инвалид, отобрали машину. Их высадили у кладбища, угрожая автоматами, – делится услышанным волонтер.
«Я не могла подвергнуть их таким переживаниям»
Виктория признается, что скрывала от родителей, куда отправилась. И рассказала правду только по приезде.
– Я не могла подвергнуть их таким переживаниям. Когда я вернулась, цела и невредима, и все им рассказала, то, конечно, они были немного в шоке, но дело сделано. Они гордятся мной, – говорит девушка.
Сейчас Виктория поддерживает бойцов СВО в Воронеже. Каждый день после работы (девушка работает по специальности) плетет маскировочные сети.
– Эти сети спасают жизни наших ребят. Востребованность огромная. Самое печальное, что материалы есть, схемы есть, а вот рук не хватает, – добавляет волонтер.
В августе Виктория планирует взять отпуск и снова поехать в Волноваху, чтобы помогать нуждающимся.