Не ведая преград
В рамках Международной программы Платоновского фестиваля искусств 18 июня состоялся концерт «Оперные голоса в Зеленом театре». Место его проведения указано в самом названии – открытая площадка в Воронежском центральном парке.
В сопровождении Симфонического оркестра Воронежского концертного зала под управлением Юрия Андросова прозвучали фрагменты популярных классических опер. Неповторимую атмосферу вечеру придал изысканный комментарий Бронислава Табачникова.
Наслаждение
и восторг
В концерте приняли участие трое солистов, в активе которых немало наград престижных международных конкурсов. Салтанат Ахметова (сопрано, Казахстан) – ведущая солистка «Астана опера», победитель проекта «Большая опера – 2014» на телеканале «Россия-Культура». Рамиз Усманов (тенор, Узбекистан) – солист государственного академического Большого театра имени А.Навои, обладатель редкого по красоте и насыщенности голоса, позволяющего ему исполнять партии как лирического, так и драматического репертуара. Энхбат Тувшинжаргал (баритон, Монголия) – певец, получивший вокальное образование в России и являющийся сегодня ведущим солистом Пермского театра оперы и балета им. Чайковского.
На пресс-конференции, предшествовавшей концерту, все трое показали себя людьми открытыми, с чувством юмора, бесконечно влюбленными в свою профессию. А сам концерт подтвердил, что Воронеж посетили вокалисты высочайшего уровня. Выступавший первым Рамиз Усманов сразу «высоко поднял планку», исполнив Плач Федерико из оперы Чилеа «Арлезианка». Не часто концерты начинают этим красивым, но довольно сложным для исполнения произведением. Затем Салтанат Ахметова продемонстрировала филигранную технику, исполнив каватину Розины из «Севильского цирюльника» Россини. Энхбат Тувшинжаргал был единственным, кто исполнял в этот вечер музыку не только зарубежных, но и русских композиторов – арию Алеко из одноименной оперы Рахманинова и балладу Томского из «Пиковой дамы» Чайковского. Помимо мощного голоса и красивого тембра, певец поразил слушателей своей музыкальностью и особым отношением к слову. Удивительно, но столь четко и внятно доносить смысл каждой спетой фразы способен далеко не всякий вокалист, для которого русский язык является родным.
В концерте прозвучали также произведения Моцарта, Массне, Пуччини. Грамотно составленная программа позволила вокалистам в полной мере проявить свои профессиональные качества и подарить слушателям немало минут истинного наслаждения. Прозвучавшие в финале дуэт и терцет из «Трубадура» Верди заслуженно вызвали овации зрителей.
Пара вопросов
Прошедший в Зеленом театре концерт, безусловно, стал настоящим праздником для любителей вокального искусства. Но пара вопросов все же возникает. Во-первых, так ли уж необходимо было проводить концерт на открытой площадке? Пожалуй, в обычном зале, без посредничества звукоусиливающей аппаратуры, полнее можно было бы оценить звучание голосов и оркестра. Кстати, на пресс-конференции солисты признались, что не любят петь с микрофоном и предпочитают живую акустику, так как техника не всегда способна без потерь передать чистоту тембра. К тому же в концертный зал наверняка пришел бы несколько иной зритель, который не стал бы болтать и ходить между рядами во время исполнения и невпопад аплодировать посреди арии только потому, что услышал эффектно взятую ноту.
И второе. В прежние годы Платоновский фестиваль, выполняя свою просветительскую миссию, давал возможность услышать редко исполняемые вокально-симфонические произведения, в том числе и тех композиторов, что жили и творили в одну эпоху с Платоновым. Вспоминается грандиозное исполнение «Песен Гурре» Шенберга в 2019 году, были и другие примеры. Это требовало кропотливой работы, а не пары репетиций, как в случае с беспроигрышной популярной классикой. Конечно, дарить людям радость общения с общепризнанными шедеврами – важно и нужно. Но думающему слушателю, наверное, необходимо еще и развиваться, имея возможность постоянно обогащать свой запас музыкальных познаний.