Газета,
которая объединяет

Непривычный Платонов

Тульский драмтеатр показал свое видение произведений знаменитого воронежского писателя
Рубрика: Культура№42 (2693) от
Автор: Ирина Лазарева
Почти забытая история или спектакль-мистерия – именно так режиссер спектакля «Сокровенная любовь» Геннадий Тростянецкий характеризует свою постановку в Тульском академическом театре драмы им. М. Горького. Спектакль показали в рамках «Платоновской программы» Платоновского фестиваля искусств.

Современно и остро

Спектакль поставлен по мотивам произведений Андрея Платонова, среди которых – рассказы «Фро», «Юшка», «Афродита», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Сокровенный человек», роман «Чевенгур».

– «Сокровенная любовь» – это попытка раскрыть темы, которые были важны для великого писателя Андрея Платонова. Чем человек жив, в чем ценность его жизни, человек и общество. Поднимается тема расчеловечивания человека. Все это и сегодня звучит современно и остро, – считает заместитель генерального директора по художественно-творческой части Тульского академического театра драмы им. М. Горького Елена Попова.

В центре сюжета – истории трех молодых женщин, очень разных, но одинаково жаждущих нежности. Реальное действие перемежается воспоминаниями, снами и видениями. Это похоже на калейдоскоп лиц, встреч, событий, неразрывное сплетение общего и частного. Геннадий Тростянецкий стремится увидеть мир глазами Андрея Платонова и показать это многообразие зрителю.

Не в духе писателя

Но вот удается ли «поймать» дух Платонова, его увлеченность светлой будущностью, передать чувственность переживаний той же Фро? Портрет ее во многом автобио­графичен, Платонов писал этот рассказ, будучи в расставании с женой, признавался, что он остался без кожи. Андрей Платонов кажется в этой игре посторонним, как и его герои, показанные эгоистичными, «повернутыми» на своей точке зрения, даже людьми потребительской позиции. Потерю духовности, о которой говорила Елена Попова, наверное, показать удается – и это современно, актерами исполняется старательно, но при чем тут Платонов? Его крылатые фразы в спектакле сохраняют – «И состариться нам на одной подушке», вот только звучат они тут инородно. Будто не к месту сам Платонов в спектакле по Платонову.

Впрочем, предложенная зрителю единая линия повествования, когда герои разных произведений писателя сосуществуют вместе, гармоничности в действо не привнесла. Взаимосвязи в этих сценах было немного. Тем не менее воронежская публика тепло отблагодарила артистов за попытку поставить сложного и порой не поддающегося «переводу» на сценический язык Платонова.

В тему

Платоновскую программу фестиваля открыли спектаклем «Джан» Серовского театра драмы им. А.П. Чехова. «Джан» – это одновременно притча о предназначении человека в большом мире и рассуждение о том, можно ли создать рай на земле для других, при этом не потеряв себя.

Спектакль «Джан» – лауреат Свердловского областного конкурса театральных работ и фестиваля «Браво!» в номинациях «Лучший спектакль в драматическом театре», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая мужская роль», «Лучшая роль второго плана».