На большой дороге
На пресс-конференции, которую провел в Доме журналистов 16 мая начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области полковник полиции Евгений Шаталов, основной темой обсуждения стали вопросы, посвященные безопасности дорожного движения.
Статистика аварийности
Разговор с журналистами Шаталов начал со статистики аварийности на территории Воронежской области.
Так, за три месяца 2023 года зарегистрировано 469 дорожно-транспортных происшествий, в которых 58 человек погибли и 569 получили ранения. Общее количество ДТП снизилось на 25,1%, число раненых сократилось на 33,1%, погибших – на 39,6%.
– У нас увеличилось количество рейдовых мероприятий, мы стали активнее работать с различными категориями участников дорожного движения, – рассказал Шаталов. – Основные проблемные направления в нашей работе – это значительная доля ДТП по вине нетрезвых водителей, рост ДТП с наездом на пешеходов, особенно в зимний период. Причем такие ДТП происходят по вине как водителей, так и самих пешеходов.
К «выделенкам» привыкли
Отдельно главный гаишник области остановился на нарушении правил дорожного движения при выезде автотранспорта на выделенные полосы.
За год существования выделенных для общественного транспорта полос камерами контроля было выявлено более 200 тыс. нарушений ПДД. Больше всего нарушений пришлось на первые месяцы действия полос, пока водители не привыкли к таким ограничениям на дорогах и штрафам. Сейчас, по словам Шаталова, таких нарушений гораздо меньше.
– Мы будем устанавливать дополнительные камеры и дальше, чтобы водители не привыкали не нарушать только в одном месте. Кроме того, будут устанавливаться камеры и в автобусах, чтобы и они уличали нарушителей, – сообщил глава ГИБДД по Воронежской области.
На вопрос, появятся ли новые «выделенки» в городе, Евгений Шаталов ответил отрицательно: в этом году водителей новшества не ожидают, что касается будущего, то планируется одну полосу на Ленинском проспекте отдать общественному транспорту. Можно предположить, что «выделенка» появится после завершения строительства транспортной развязки на Остужева.
Пешеходов пристыдят
На проспекте Революции будет внедрена электронная система, призванная следить за нарушениями ПДД со стороны пешеходов. Это будет первая в России система контроля за пешеходами, сообщил Шаталов.
Технически система выглядит как привычная камера видеофиксации. В случае, если человек начнет движение по проезжей части вне зоны пешеходного перехода, устройство издаст громкий звук, а затем обратится к пешеходу, требуя, чтобы он вернулся на тротуар и направился к переходу.
Несколько таких устройств предполагается установить на всем протяжении проспекта Революции.
Электросамокаты:
за и против
Пожалуй, самой злободневной темой безопасности дорожного движения не только в Воронеже, но и во всех крупных городах России, стали электросамокаты.
Отвлечемся от пресс-конференции Шаталова и посмотрим, какие методы «борьбы» практикуются последнее время с СИМами (средствами индивидуальной мобильности).
Так, в Париже с 1 сентября запрещают аренду электросамокатов, поскольку они создают проблемы пешеходам. Предложения о запрете передвижения на СИМ по улицам Москвы все чаще звучат и от представителей власти, идею даже поддержал председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин. С предлагаемыми запретами не согласны урбанисты.
Так, директор по развитию компании STEP Алексей Смирнов считает передвижение по городу на электросамокатах или велосипедах компактным и экологичным и называет это составной частью глобальной задачи по улучшению транспортной доступности и снижению пробок на дорогах.
Он привел пример: власти Копенгагена в 2020 году запретили все арендные электросамокаты в городе. Но в 2022 году решили вернуть этот вид мобильности, правда, с рядом ограничений: центр оказался закрыт для электросамокатов, регулируется количество арендных СИМ – 3200 штук на весь город, вводится запрет на езду без шлема и в состоянии опьянения.
Кстати, в администрации Воронежа идет подготовка нормативно-правовой базы, регламентирующей использование в городе электросамокатов, о чем стало известно 10 мая. В областном центре предполагается ввести зоны ограничения максимально допустимой скорости электросамокатов для отдельных территорий до 15 км/ч (в целом по городу ограничение составляет 25 км/ч).
Кроме того, власти предусматривают введение в Воронеже территорий, где использование электросамокатов будет ограничено. Перечень всех этих зон будет определяться с участием сотрудников ГИБДД и на основании обращений горожан, говорят в мэрии.
Добавим, что не так давно портал SuperJob провел среди воронежцев опрос по поводу ограничений для электросамокатов. 52% жителей столицы Черноземья высказались за такие меры.
Что касается статистики, то, по словам Шаталова, за четыре месяца 2023 года на территории региона зарегистрировано пять ДТП с участием СИМ, в которых четыре человека получили травмы. В 2020 году таких происшествий было девять, в 2022 году – 33.
Евгений Шаталов отметил, что чаще всего в ДТП с электросамокатами страдают дети.
На пресс-конференции присутствовал управляющий кикшеринговой компании Алексей Моисеев. Он рассказал, что в Воронеже около 1,5 тыс. средств индивидуальной мобильности находится на улицах города в аренде, и каждый электросамокат – на контроле компании: у СИМ стоят ограничения скорости на опасных участках, проводится мониторинг текущего технического состояния.
Шаталов напомнил, что с 1 марта этого года введены правила по управлению этим видом транспорта и установлена административная ответственность за нарушения ПДД.
– С момента введения этих правил сотрудники ГИБДД провели уже два рейда по электросамокатам. Но пока не было выписано ни одного штрафа. Мы сначала пытаемся убедить людей в том, что соблюдать правила – не ездить вдвоем на одном самокате, не быть в состоянии опьянения, надевать средства защиты и не развивать скорость больше 15, а где-то 25 км в час – в их же интересах, – прокомментировал руководитель ГИБДД, добавив, что, скорее всего, для СИМ будут введены запреты на использование в парках, где чаще всего и происходят наезды на людей.