Газета,
которая объединяет

Страшно увлекательно

Уральские кукольники продемонстрировали мастерство на гастролях в Воронеже
Рубрика: Культура№33 (2684) от
Автор: Марина Викторова

В Воронеже состоялись гастроли Екатеринбургского театра кукол. Уральские кукольники привезли три постановки для разных возрастных аудиторий: «Пиноккио» (12+), «Колобок» (0+) и «Art-механика» (6+). Воронежские артисты в свою очередь поедут в Екатеринбург – в октябре. Театры стали участниками программы Министерства культуры «Большие гастроли».

Приключения весельчака

О приключениях непослушного весельчака Колобка рассказали воронежцам в необычной манере – под звуки музыкальных инструментов и в авторской инсценировке. Со сцены зрителей приветствовали Мать-Земля, Красно Солнышко и Ясный Месяц – каждый со своим звучанием, но рассказывающие одну известную – а быть может, не очень – историю.

Авторы пьесы – заслуженный артист России Евгений Сивко (он же режиссер) и актриса Елена Лукманова. Художник – Надежда Мелентьева.

– В нашей постановке Колобок превращается в солнце, хотя, конечно, у детворы, которая знакома со сказкой, иногда это вызывает вопросы. Тут они знакомятся с искусством театра, инсценировками. Режиссер предлагает такое фольклорное решение спектакля, к работе над ним были привлечены три композитора, – говорит актриса Татьяна Жвакина.

Артисты создают живой музыкальный аккомпанемент на сцене: в спектакле звучат гусли, окарина, флейта, двойные пищики, дудук.

– Мы старались музыкально погрузиться в местный колорит, хотя все же музыка получается разнообразной, знакомой для многих местностей, – добавляет актриса, один из композиторов Оксана Боднар.

– Это спектакль-игра, и в первую очередь с материалом играл сам режиссер, – говорит актер Александр Шишкин. – Инструменты используются как акценты, чтобы оживить спектакль. И во время репетиций мы пробовали разные другие инструменты, чтобы понять, как их мелодия будет ложиться на спектакль.

«Колобок» – один из тех спектаклей, который предназначен для самого маленького зрителя. Такие постановки у уральских кукольников объединены под общим названием «Сказки из коляски», как в Воронеже – спектакли «Малышкиной сцены». И проект объединяет похожий реквизит: декорация «появляется» из реальной коляски – с рисованными задниками.

«Колобок» – лауреат международного фестиваля КУКART «За создание необычайного актерского звучания в сказочной истории», обладатель спецприза жюри X Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» за актерскую игру.

– Особенность этого спектакля еще и в том, что он всегда разный. Мы общаемся с детьми. Они активно реагируют и даже задают вопросы. Например: «А ты кто?» И ты отвечаешь: «Сейчас я все расскажу». В Екатеринбурге у нас сцена с подушками, и детки всегда выходят к тебе, тогда с ними тоже взаимодействуем – сажаем, – говорит Татьяна Жвакина.

Снять
кондитерский налет

Гастроли Екатеринбургского театра кукол прошли сразу на двух площадках – в театре кукол «Шут» им. Вольховского и в театре драмы им. Кольцова. На драматической сцене зрители увидели спектакль «Пиноккио» – совместный проект Екатеринбургского театра кукол и Zachets Teatro (Флоренция, Италия) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и правительства области Тоскана (Италия). К слову, воронежцы уже видели эту работу восемь лет назад в рамках детского театрального фестиваля «Маршак» и, что интересно, на той же Кольцовской сцене.

Автор инсценировки и режиссер Луана Граменья рассказывает изначальную историю деревянного мальчика. В отличие от известного в России Буратино, герой сказки Карло Коллоди, пройдя через многие испытания и злоключения, превращается в живого человека. Это и есть главная идея сказки автора – показать, насколько труден путь к тому, чтобы стать настоящим человеком. Сколько препятствий и соблазнов надо преодолеть на этом пути, чтобы обрести живую душу.

– Это классический театр Италии 200-летней давности, но в нем изначально звучит табуированная для нашего общества тема смерти. Мы эти сцены сокращали, чтобы немного приблизить к русской ментальности. В Италии все иначе, там это повсюду. Банально: не сделаешь уроки – умрешь. Нам пришлось вмешаться в этом смысле, и коллеги на это пошли. К тому же пришлось поднимать возрастной ценз, чтобы на, казалось бы, очень детскую сказку не приводили малышей. И режиссер не раз говорила, что, к сожалению, диснеевское представление испортило хорошего итальянского персонажа, – рассказал о работе над постановкой художественный руководитель проекта Евгений Сивко.

Спектакль «Пиноккио» стал лауреатом множества фестивалей за лучшее художественное оформление спектакля (художник Франческо Дживоне): фестиваля театров кукол «Петрушка Великий», фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», фестиваля театров кукол «Шомбай-fest». Создатели отмечают, что старались снять «кондитерский налет» и вернуться к авторской версии сказки.

Исполнительница роли феи, через фантазии которой и ведется повествование, Татьяна Жвакина – лауреат областного фестиваля «Браво!» и фестиваля театров кукол «В гостях у Арлекина» в номинации «Лучшая женская роль».

Также коллектив представил спектакль «Art-механика» – путешествие в фантазии одинокого конструктора, стремящегося изобрести идеальную машину.

Комментарий

«Идея воссоздания единой гастрольной системы получила невероятный отклик у творческих коллективов по всей стране. Программы «Большие гастроли» и «Мы – Россия» Всероссийского гастрольно-концертного плана с каждым годом привлекают все больше участников. Сотни артистов получают возможность отправиться на гастроли в разные уголки нашей Родины, приобрести уникальный профессиональный опыт и заряд творческой энергии, а жители крупных и малых российских городов – увидеть лучшие спектакли и концерты», – отмечает министр культуры России Ольга Любимова.