«Жадные до впечатлений»
От идеи
к воплощению
«Зимний уикенд» – новый проект команды детского театрального фестиваля «Маршак». В этом январе его провели впервые, однако представить программу о зиме, Рождестве и чудесах в дирекции задумывали давно. Но привезти коллективы с такими историями в обычные сроки фестиваля – осенью – не представлялось возможным.
– Нам хотелось показать их именно зимой, когда в городе особая атмосфера, а дети и взрослые верят в новогодние чудеса, – рассказала куратор программы «Зимнего уикенда» Раиса Ждан. – Еще мы хотели, чтобы в этом театральном празднике могли принять участие зрители разных возрастов: и самые маленькие, и школьники, и взрослые. Поэтому в программу включили маленький кукольный спектакль с авторской музыкой, волшебную цирковую сказку с мастер-классом и масштабный, невероятно красивый и технически сложный спектакль для большой сцены.
Всего показали три спектакля: «Как найти Вифлеем» (творческое объединение «Таратумб», Москва), «Снежная королева» (Красноярский ТЮЗ) и «Мандариновый ангел» («Антикварный цирк», Москва).
Чудеса вокруг
Каждый из нас наверняка знаком с десятками интерпретаций «Снежной королевы», но в таком гиперболизированном образе она вряд ли кому-то из нас встречалась. Снежная королева решена здесь через обжигающее холодом дыхание, мановение рук и стихию, передаваемую с помощью тревожной музыки. Да и Герда в спектакле Романа Феодори отличается от привычного представления: тут она маленький воин, который проходит через все испытания и побеждает Снежную королеву молитвой. История поставлена по оригинальному тексту Андерсена, а не по привычной редакции советских времен.
Форма в спектакле, поставленном еще десять лет назад, по-прежнему выглядит современной, а главное абсолютно нескучной, несмотря на заранее известный сюжет. Здесь олень-мотоцикл разъезжает прямо по сцене и зрительному залу, Снежная королева «парит» на пятиметровой высоте, обычный целлофан превращается то в реку, то в ледяной замок, то в платье Снежной королевы. Театр в этой истории создается на глазах – за счет актерского мастерства и работы постановочной команды.
– Наш спектакль интересен тем, что ребенок через простые вещи начинает осознавать, как создается театр. Дети учатся понимать иносказательность и метафоры, то есть можно просто показать мановение рук – и это будет Снежная королева. Мне кажется, что с помощью средств, которые заложены в этой работе, можно знакомить ребят с искусством театра, – рассказала актриса Красноярского ТЮЗа, исполнительница роли Снежной королевы Елена Кайзер.
Тревожная музыка спектакля создает такой эффект, что отдельные сцены кажутся слегка жуткими и пугающими (возрастное ограничение 6+, но в Красноярском ТЮЗе рекомендуют постановку для зрителей старше 8 лет), а рассказчики – вороны – то и дело обрывают историю фразой: «Дети не должны знать, что такое холод и зло» (со временем это дает уже комедийный эффект). Но создатели намеренно дают детворе такой опыт переживаний, чтобы потом восприятие аналогичных бед для них было более простым. Более того, юные зрители прощают Снежную королеву, она не становится в их глазах главной злодейкой. Они осознают главное: победить холод и зло может только горячее сердце.
Кстати, в этом году у дежурного по фестивалю «Маршак» дяди Камы (народный артист России Камиль Тукаев) появилась ассистентка Варя – теперь она решает, кому из артистов приезжей труппы вручать диплом участника. После показа «Снежной королевы» Варя выбрала героиню Елены Кайзер.
«Мандариновый ангел» (4+) – еще одна новогодняя театрально-цирковая история, спектакль без слов. Артисты «Антикварного цирка» умеют балансировать на лестнице, танцевать, летать на люстре и отбивать чечетку на лыжах. Для них это проще простого, а целью своего выступления они ставят сотворение чуда – избавление людей от равнодушия.
– Мы позиционируем себя как новый цирк – цирк без животных, хотя мы владеем другими зрелищными техниками: эквилибристика, жонглирование, чечетка – самыми разными трюками, – рассказали артисты.
Дети такие же,
как летом
– Принято считать, что зимой люди будто впадают в спячку, как медведи и некоторые другие животные. Однако команда фестиваля «Маршак» доказала обратное: в это время года люди очень активны, настолько, что «Зимний уикенд», на мой взгляд, удался на все 100%. Дети точно такие же, как летом, осенью, весной: жадные до впечатлений, радушные, любвеобильные по отношению к артистам, желающие смеяться, веселиться и радоваться. Команда фестиваля этим, наверное, и прекрасна, что понимает: кто-то должен брать на себя миссию сделать все необходимое, чтобы у детей было детство, чтобы они радовались жизни, смотрели спектакли, ходили на цирковые представления, смеялись и веселились на мастер-классах», – подвел итоги «Зимнего уикенда» дежурный по фестивалю «Маршак» дядя Кама.