Шах и мат
Спектакль о тотальном обмане, без которого не работают социальные лифты, представил на сцене Воронежского государственного театра драмы им. А.Кольцова художественный руководитель Владимир Петров. Он обратился к пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» – в буквальном понимании к нестареющей классике, актуальной во все времена.
Современный контекст
Произведение Александра Островского было написано в 1868 году, и в нем передана реакция дворянства на реформы 1860-х. С тех пор меняется время, люди, социально-бытовые условия жизни, но не глобальные общечеловеческие проблемы. Они – неизменны.
Поэтому работа Владимира Петрова – чисто классическая история. Он бережно относится как к языку Островского, так и к сюжетным перипетиям текста. Современный контекст придает постановке сценография Игоря Капитанова: искривленная шахматная доска – как метафора кривого пути к карьерному успеху. Не извилистого – с неудачами и провалами, которые свойственны каждому, а именно кривого – с обманом и интригами, когда от очередного шага в этой игре с большими ставками зависит и итог, и положение – пешка ты, ферзь или королева. А фигуры в этой игре и есть персонажи пьесы.
– Они ведут нечестную игру, и, по Островскому, у молодого человека без протекции просто нет другого пути, – говорит Владимир Петров.
Благородство отсутствует?
Главная роль в этом спектакле – Егор Глумов – досталась Егору Козаченко. По словам артиста, для него эта работа оказалась «на сопротивление». Ему, человеку от природы спокойному, тут довелось проявлять очень много эмоций и учиться быть хорошим психологом – тем, кто за секунду ищет «больное место» у собеседника, надевает чужую маску и оборачивает ситуацию в свою пользу. Глумов в этой истории вынужден быть не собой.
Вот только зритель не видит внутренней рефлексии у Глумова, который не испытывает угрызений совести по поводу своих интриг и обманов. Хотя по ходу действия он ведет «злой» дневник, в котором излагает свои искренние мысли о людях, его окружающих. Дневник – единственное пространство, где Глумов полностью правдив, тогда как на людях он разыгрывает спектакль за спектаклем для каждого, с кем приходится общаться. И лишь в финале, отбросив за ненадобностью все маски, Глумов открыт и честен, а его монолог, обличающий ретроградов и лицемеров, в исполнении Козаченко звучит убедительно и беспощадно.
В целом же у Егора Козаченко получился неумелый игрок искривленного шахматного поля. Его герой безусловно умен, но он не свыкся с подковерными играми, он как будто не поспевает за собственным маскарадом, а те маски, которые он примеряет, поглощают его целиком, приводя к нравственному падению. А для других – это то, что нужно, поэтому ему готовы дать второй шанс.
К памятной дате
В спектакле – по-настоящему звездный состав: народная артистка России Тамара Семенова (Глафира Климовна), заслуженная артистка России Надежда Леонова (Клеопатра Львовна), заслуженный артист Воронежской области Юрий Смышников (Городулин), заслуженный артист России Вячеслав Зайцев (Нил Федосеевич) и другие. Но можно отметить и молодежь. Запомнился образ современной барышни, исполненный начинающей артисткой Анной Гавриловой (Машенька).
Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» вошел в репертуар театра накануне 200-летия со дня рождения Александра Островского.