Газета,
которая объединяет

Начальное высшее

Научная сессия школьников воронежского медицинского предуниверсария раскрыла инновационную модель профориентации в регионе
Рубрика: Социум№91 (2645) от
Автор: Ольга Бренер

Динамика глюкозы в крови после ОРВИ, проблема антибиотикорезистентности, генетическая токсикология – об этом и многом другом говорили не ученые и врачи на профильных конференциях, а старшеклассники в ходе своей первой научной сессии 2 и 3 декабря в рамках воронежского медицинского предуниверсария.

Как предуниверсарий посвящает старшеклассников в медицинскую науку, помогает сделать осознанный профессиональный выбор и почему одного такого образовательного проекта на весь регион уже недостаточно, разбирались корреспонденты «Берега».

Новое звено

За всю историю ВГМУ его конференц-зал в конце прошлой недели был заполнен школьниками впервые. И это оказалось очень деятельное, в духе университетских стен, наполнение: сначала гимн «Gaudeamus igitur», потом приветствие ректора Игоря Есауленко, ведущих ученых и наставников и сразу же – первые доклады ребят. Затем презентацию своих научных работ они продолжили на профильных секциях на кафедре нормальной физиологии ВГМУ и на базе школ – участниц предуниверсария.

Научный руководитель студенческого научного общества, заведующий кафедрой общей и амбулаторной хирургии ВГМУ профессор Александр Глухов не стал скрывать, что был удивлен высоким уровнем представленных докладов. А это важно не только для медицинской науки, но и для всего практического здравоохранения. Например, ребята, занимающиеся в хирургическом кружке при кафедре, уже стали проявлять интерес к ургентной медицине, в которой сейчас образовался дефицит врачебных кадров.

– Врач, не владеющий основами научного поиска, никогда не будет на передовой позиции, – поясняет Александр Глухов.

Сам предуниверсарий ВГМУ – первый и пока единственный в регионе. Он заработал четыре года назад по инициативе медуниверситета в сотрудничестве с областными департаментами здравоохранения и образования, а также воронежских школ, старшеклассники которых стали приобщаться к кафедрам ВГМУ еще до получения аттестата зрелости. В результате на местном уровне появилось новое концептуальное звено в самой философии непрерывного медицинского образования – и начинается оно теперь со школьной скамьи.

Единый захватывающий процесс

– Да, без такого научного подхода в наше время быть хорошим врачом-практиком невозможно. Задача всей работы нашего предуниверсария – пробудить интерес школьников к медицине через науку, через научные исследования. Я убежден, что само вдохновение к научному поиску должно закладываться еще в школе. Ведь науку нельзя делить на «школьную», «студенческую», «профессиональную» – это единый захватывающий процесс, и если он «захватывает» еще в школе, то потом определяет и качество университетского периода, и всей профессиональной жизни, – рассказывает ректор ВГМУ профессор Игорь Есауленко.

Сам Игорь Эдуардович когда-то тоже занимался в клубе «Юный медик» на базе 28-й школы. И свои первые лекции на кафедре нормальной анатомии Воронежского мединститута слушал школьником, и свой первый научный доклад, посвященный деятельности русского биолога, антрополога и врача Петра Лесгафта, тоже сделал в старших классах. Сама 28-я школа ориентирует своих ребят на первые шаги в медицине уже 60 лет, именно она была в Воронеже прообразом нынешнего предуниверсария. Теперь школьной базой для этого проекта ВГМУ также стали учебно-воспитательный комплекс им. А.П. Киселева, гимназия им. Платонова, лицеи №1 и №2. Медицинские классы при поддержке медуниверситета уже созданы и в районах области – в Новохоперске, Бутурлиновке, Боброве, Богучаре, а также в нескольких школах Липецкой области. Ребят 9-11-х классов приобщают к медицинской науке преподаватели ВГМУ, вместе со студентами школьники занимаются в научных кружках при кафедрах.

Для осознанного выбора

Главная идея всего проекта – помочь старшеклассникам более осознанно подойти к выбору профессии врача, еще до поступления в медвуз получить начальные навыки в медицине и медицинской этике, развить в себе профессиональное сострадание к больному человеку. Ведь во время обучения в предуниверсарии некоторые понимают, что медицина – это не для них. И такая своевременная система отбора особенно важна для практического здравоохранения. Важна для слома той парадоксальной ситуации в России, когда при зашкаливающих конкурсах в медвузы врачей в больницах и поликлиниках по-прежнему не хватает.

Кстати, теперь распоряжением Минпросвещения победители и призеры школьных олимпиад воронежского предуниверсария «Юный медик» и «Будущее фармации» при поступлении в ВГМУ получают дополнительные баллы.

– Качество труда без любви к своей профессии невозможно. А качество труда врача, фармацевта, ученого без осознанной мотивации – особенно невозможно. Поверьте, пройдет еще совсем немного лет, и вы сами почувствуете, какое это необыкновенно важное сочетание – школьная, студенческая и профессиональная жизнь, – обратилась к школьникам в ВГМУ заместитель руководителя областного департамента образования Юлия Шпыг.

Благодаря
или вопреки

У ученика 28-й школы Никиты Самцевича на кафедре нормальной физиологии сегодня первый научный доклад – «Стресс и его влияние на зубочелюстную систему». Свой выбор стать стоматологом он сделал два года назад, сам.

– Я не из династии врачей. Но с восьмого класса начал читать анатомические атласы, открыл медицинские энциклопедии. И понял, что хочу выбрать медицину, помогать людям. По этой причине после 9 класса перешел учиться в 28-ю школу. Теперь я понимаю, что когда есть мечта, цель, то прорваться к ней можно сквозь любые стены, – говорит Никита.

– Я как раз из династии врачей, но до самого последнего класса не была уверена, что хочу идти в медицину. Уверенность появилась, когда начала заниматься в предуниверсарии. Знания, которые мы там получили, помогли поступить в университет, но главное, что они служат и пригождаются до сих пор, а сама мотивация теперь наверняка останется на всю жизнь, – добавляет студентка 5 курса лечебного факультета ВГМУ Анна Хороших.

Первый и единственный

Медицинский предуниверсарий за четыре года своей работы в регионе все еще остается единственным. Ни одного на базе других ведущих вузов пока не открылось.

– ВГМУ поставил абсолютно верную задачу для развития медицинской науки и здравоохранения в регионе – со студенческой скамьи иметь ребят, нацеленных на профессию, которые сделали свой выбор осознанно. Но ведь такая мотивация сейчас очень востребована и во всех других сферах! Мотивированных на учительство выпускников пед­уинверситета уже почти нет. Мы сейчас ищем учителя английского языка, учителя начальных классов. И не можем найти, даже придя на факультет ВГПУ. На наш вопрос «Придете ли вы к нам потом в школу?» – студенты прячут глаза. И мой совет ребятам, которые сейчас занимаются в медицинском предуниверсарии: если вам что-то не по душе в медицине, что-то вызывает сомнения, то бросьте это дело уже сейчас. Потому что врач – это профессионал, который должен служить своему делу самоотверженно, с особым душевным настроем. Как, впрочем, и учитель, – поделился директор 28-й воронежской школы Михаил Хуторецкий.