Газета,
которая объединяет

Роль личности

Роман Мамедов – о руководстве домами культуры после увлечения рок-н-роллом
Рубрика: Люди дела№63 (2617) от
Автор: Ирина Лазарева

В нашей современности термин «самодеятельность» иногда употребляется в отрицательном контексте, как нечто «местечковое», а про людей, которые работают в клубах и библиотеках, возглавляют кружки, некоторые склонны думать, что им не хватило таланта взять более высокие карьерные вершины. «Берег» решил рассказать своим читателям о самородках и энтузиастах, занятых в сфере культуры Воронежа – не менее интересных, чем знаменитые «звезды».

Он мог стать рок-звездой или блистать на оперной сцене, но посвятил себя служению городской культуре. Роман Мамедов – директор библиотеки искусств им. А.С. Пушкина, в прошлом директор Городского Дворца культуры, домов культуры в Придонском и Подгорном.

«Куда я попал?»

Микрорайон Подгорное вошел в городскую черту лишь в 2011 году, примкнув к Коминтерновскому району. А в 2004-м, когда Романа Сабировича поставили главой местного Дома культуры, Подгорное было селом, хранившим богатое советское прошлое: еще существовал колхоз, весовая на месте теперешнего супермаркета. А Дом культуры такой, что без слез не взглянешь.

Полуразрушенное здание, отапливаемое углем. Территория без забора и асфальта. Гора мусора на заднем дворе и развалины туалета. А внутри – выцветшие зеленые стены напополам с «потрескавшейся» известью и тронутый старостью и сыростью деревянный пол. Нога новоиспеченного директора, едва он успел войти, тут же в этот пол провалилась, образовав под собой дыру.

– Первая мысль, конечно: «Куда я попал?» (Смеется.) Но глаза боятся, а руки делают. Сначала вывезли мусор с территории, а чтобы снова не захламляли, пошел на маленькую хитрость – плакат сделал: «Не мусорить. Штраф 1 тыс. руб.». Огромные по тем временам деньги! Больше никто ничего не бросал, – говорит Роман Мамедов.

2004 год – время системных изменений в культуре: сельские ДК переводили в городское ведомство, была запущена переаттестация кадров.

– Мне было 29 лет и, если честно, я тогда вовсе не думал, что надо что-то возрождать, что-то ремонтировать, мне просто льстило, что буду директором, – признается Роман. – К тому же я – человек творческий: три курса училища им. Ростроповичей за плечами (не окончил – прим. авт.), драматический опыт, был создателем нескольких рок-коллективов, вокалом занимался. Не понимал я ничего в реконструкции, но мог дать этому месту творческое наполнение.

Поле непаханое

И Дом культуры со временем ожил. Ребятам предложили занятия пением, танцами, декоративно-прикладным и художественным творчеством. Постоянно организовывались концерты и фестивали. При Романе Сабировиче в Подгорном создается вокальный ансамбль «Золотая околица», получивший с годами звание образцового, а две исполнительницы – Мария Рубцова и Надежда Бакулева – вошли в «Золотой фонд Воронежской области». При помощи депутатов обновили техническое оборудование, инструментальную базу, прикупили мебель…

Татьяна Княжева, нынешний директор, приносит гитару – один из первых инструментов, взятых Домом культуры на баланс при Романе Сабировиче. Мамедов перебирает струны и говорит: «Да, раньше плохих не делали». Будучи директором, творчество не оставлял: был вокалистом в организованной здесь рок-группе и бессменным Дедом Морозом на новогодних праздниках. Вот и теперь ностальгия «выливается» в песню. Кстати, собственного сочинения.

При нем же учреждение перестали топить углем и дровами: пере­шли на электрические котлы. Но из-за этого надобность в кочегарах отпала, и начинающий директор озадачился переформатированием ставок, проникшись трудностями руководящей работы.

– Когда ты директор, нельзя быть всегда мягким человеком. Не получится. Где-то надо твердость проявить, а где-то человеколюбие. По большому счету передо мной как перед руководителем всегда стоит только одна задача – достижение результата. И я должен так настроить механизм учреждения, чтобы оно как часы работало, каждый винтик запускал следующий, – говорит Роман.

По чуть-чуть Роман Сабирович стал разбираться в тонкостях управления персоналом, бухгалтерских вопросах и, как сам говорит, «стал заведовать клубным хозяйством», имея в виду контроль над работой розеток, системой энергоснабжения, ремонтными процессами и пр.

«Чтобы
не переделывать»

В Дом культуры «Придонской» Мамедов устроился в 2008 году и проработал на посту директора десять лет. Как он говорит, это «развязало ему руки, дало больше свободы», ведь здание принадлежало городу, и легче было работать по вопросам ремонта и реконструкции – в плане согласования проведения работ. В те же годы он получает профильное высшее образование (2010–2015 гг.) в Тамбовском государственном университете по специальности «Управление и менеджмент в сфере социально-культурной деятельности».

В Придонском первым делом Мамедов принялся за разбитую до основания лестницу, ведущую ко входу в учреждение. Он задумал ее как нетривиальную авансцену – импровизированную площадку для проведения уличных мероприятий. Так и вышло: уличные концерты привлекли внимание жителей к деятельности клуба. Да еще как! Массовые события по сей день собирают не менее трех тысяч человек, и как-то раз по телевидению показали площадь Дома культуры «Придонской», назвав ее центральной площадью Ленина.

– Прежде чем плитку положить, надо было, чтобы фундамент устоялся в течение трех дней. Мне подрядчик говорит: «Давай сразу, я на даче положил, все нормально». Нет, я старался все сделать по технологии, изучил все специально. Как же иначе? Моя позиция такая, что с первого раза надо делать так, чтобы потом не переделывать, – говорит Мамедов. – Вот и посмотрите: ни одна же плиточка не «просела».

Вокруг много зелени, и застройка не такая плотная, как в «очаге» мегаполиса. Отчего-то кажется, что жизнь здесь как будто никуда не торопится. Шелест листьев успокаивает, голоса становятся тише и спокойнее, и прошлое тут соприкасается с настоящим.

При Романе Сабировиче состоялась масштабная модернизация Дома культуры: был утеплен фасад, сделана крыша и отремонтирован концертный зал, установлены фонари и рекламные щиты, усовершенствована материально-техническая база. Многое и сейчас, как было при нем. Внутри ДК тоже как прежде, но только на первый взгляд. Нынешний директор Ирина Кокорева умеет навести уют и говорит, что все тут работает для населения – а приходят к ним как дети, так и взрослые, активно функционируют творческие направления для населения «серебряного» возраста. И тут, конечно, как, пожалуй, и в любом учреждении культуры, много энтузиастов: удивляют разнообразными программами, создают онлайн-контент, работают сверхурочно. Чего не хватает – из дома несут.

– Уже традиция: с директора – по дивану! (Смеется.) В концертном зале диван из квартиры Романа Сабировича, на этаже – мой. Если мебель хорошая, то почему бы ей применение не найти?! – говорит Ирина Кокорева. – Ну что сказать: второй дом, любим мы свою работу.

«Мама учила действовать»

Проект реконструкции Городского Дворца культуры (ГДвК), куда Роман Сабирович был назначен в 2018 году, пожалуй, самый масштабный в его биографии. Он делал его с мечтой: «Все дети «девятки» будут здесь» (ГДвК находится на ул.9 Января – прим. авт.). Здесь проведен ремонт крыши и фасада здания, работы по утеплению стен, что сейчас позволяет существенно экономить расход теплоэнергии, обновлению концертного зала и сцены. Закуплено новое звуковое и световое оборудование. И все это в совокупности позволило ГДвК стать более привлекательной площадкой как для населения, так и организаторов фестивалей и концертов.

– Вообще я полевой директор. Могу выйти и подмести, если вижу, что намусорено. Могу стену со строителями сломать. Незазорно. Мама всегда учила меня действовать, – подчеркивает Роман Мамедов. – Как и все матери, она хотела, чтобы я получил хорошее образование, и после восьми классов хотела отдать меня на юридический. А я роком увлекся, волосы отпустил и, наверное, в знак протеста пошел в ПТУ. Там сразу развел бурную деятельность: команду КВН собрал, играл с ведущими рок-коллективами того времени.

После ПТУ поступил в училище им.Ростроповичей сразу на второй курс, но бросил. В числе первых пришел на курс к знаменитому мастеру Анатолию Иванову, и его сокурсниками могли стать нынешние артисты драмтеатра Юрий Смышников, Магдалена Магдалинина, Роман Слатвинский… Но забрал документы в последний момент и отучился на курсах театрального мастерства «Белый театр» при управлении культуры, а позже два года числился там артистом вспомогательного состава.

Потрудиться пришлось в разных местах. Завод, где работала его мама, встал, зарплату не платили. Пришло время содержать семью и брать на себя ответственность. Сначала был занят в ресторанном и охранном бизнесе, потом Роман стал делать свои шоу-программы, после которых он вновь и попал в поле зрения Ивана Чухнова.

– Да, мама всегда учила меня активностям, – повторяет он.

И разговор о маме возникает именно здесь неслучайно: пожалуй, именно на этом своем самом крупном объекте, который нужно было модернизировать с утра до ночи, Роман Сабирович понял, что отношение к работе воспитано ею и закалено с ранних лет. Если ты берешься за работу, то должен выполнить «от» и «до», невзирая ни на что.

– И в нашей семье так и было. Когда мама работала на заводе, ее даже называли «ночной директор», потому что семейные дела уходили на задний план: она не пекла, домашних разносолов мы не ели. У мамы на первом месте всегда была работа, а в оставшееся время я, – рассказывает Роман Мамедов. – Она одна меня растила…

Но когда мы говорим о том, что еще не выболело, наши голоса становятся сдавленными и тихими. Щемит внутри, и несколько секунд мы колеблемся, стараясь подавить нахлынувшие воспоминания и цунами эмоций. Мы так беззащитны, когда говорим о том, что еще не выболело…

– Когда мама уходила, я был на работе. Даже понять ничего не успел, но Бог дал нам возможность в последний раз повидаться. Я прилетел, она глаза открыла, улыбнулась мне и все… Ее не стало. Мама учила меня всегда действовать, но с этим уроком я не справился: обнять ее нужно было, а я засуетился, на помощь стал звать. Не поверил… Думал, что она вечная… А она ничего о себе не рассказывала, только рядом всегда быть старалась. Вы, женщины, часто недоговариваете, а мы, мужчины, как валенки, чувствовать особо не умеем. Надо говорить всегда. Жизнь коротка…

Встань и иди!

В культуре Роман Мамедов работает уже 20 лет, за эти годы он сменил несколько домов культуры, а чуть больше года назад пришел в библиотечную систему. Из нового для него по большому счету разве что форма отчетности, которая отличается некой спецификой, в остальном – все то же: ремонт, модернизация, привлечение читателей. Только время идет, и к решению тех же задач нужно искать новые подходы. Если в Подгорном приходилось по школам ходить и рассказывать о своей деятельности, то теперь – лучшая реклама в соцсетях, причем и сам директор становится лицом публичным.

– Это не для того, чтобы показать, какой я разнеможный, просто понимаю, как это сейчас устроено. Кто-то посмотрит, заинтересуются: а кто ж это такой? Директор библиотеки? Ну ничего себе, какой здоровый! – поясняет Роман.

Со старших классов школы Мамедов увлекается единоборствами, сейчас является официальным голосом соревнований по ММА и боксу, ведет концерты и торжества. И работы так много, что она отнимает время от семьи – у Романа жена-спортсменка и четверо сыновей. Младшему из них шесть. Но все они растут мужчинами: старшие переняли от отца ответственное отношение к работе, занимаются саморазвитием. Роман объясняет сыновьям, что важно быть воспитанным и образованным человеком. По утрам у них зарядка, вечерами – часовое чтение.

– Вся моя жизнь построена на самосовершенствовании, – говорит Мамедов. – Опять же мама причастна к этому. Спорт пришел в мою жизнь, когда со мной Машмет случился – там мы жили. Стараюсь свои негативные качества не выпячивать, но могу вспылить, вести себя эмоционально. Леность присутствовала, но с годами опять же научился это преодолевать. Самое главное, что взял от людей, которые меня окружают – от тренеров, от мамы, Надежды Парфирьевны (соседка, которая присматривала за Романом, когда мама была на работе – прим. авт.), Ивана Петровича Чухнова – если ты упал, то встань. Десять раз упал, встань 11. Я научился доводить все до конца. Не все сразу получается. Ошибся – исправь. Это смысла жизни придает. А когда хочешь что-то сделать, надо основательно подготовиться. Вот сейчас в библиотеке Пушкина я готовлюсь, а когда получится ремонт провести, пока не знаю. Но к этому моменту у меня должно быть все просчитано, кто и чем занимается. Сейчас я человек опытный, знаю, что нужно, чтобы учреждение заработало по-современному. Мой результат всегда можно отследить – до и после. Если вижу цель, то просто к ней иду, невзирая ни на что. По маминому завету. Просто хочется после себя что-то людям оставить. Жизнь коротка, она очень быстро проходит. А что я оставлю после себя? Детей. Но могу же оставить еще что-то для всех людей, чтобы когда-то кому-то, кто придет на экскурсию в мое учреждение, сказали: «Да был такой директор Мамедов…» Вспоминают же сейчас первого директора, которая библиотеку искусств создала. И мне так хочется, чтобы мои дети и внуки имели повод гордиться мной. Как я своей мамой (шепотом)…