Заграница нам поможет?
Водители постарше помнят, что в середине 90-х ввезенные машины составляли более половины автопарка страны. А профессия автоперегонщика была массовой и востребованной. Потом правительство РФ для поддержки отечественных заводов ввело очень высокие ввозные пошлины, что сделало пригон машин «оттуда» нерентабельным. Сегодня пошлины продолжают действовать, но разница «наших» и «их» цен оказалась настолько большой, что игра снова стоит свеч. Дефицит и отсутствие производства в России делает любую новую машину неадекватно дорогой, тогда как неожиданно крепкий рубль повышает привлекательность зарубежных покупок. Уже проводилось немало сравнений – новые модели Renault стоят в России в 2,5-3 раза дороже, чем в Европе. И такая картина почти по всем маркам.
Новые машины
Пошлины правительство РФ в новой реальности не снизило, зато разрешило параллельный импорт марок, которые ушли из страны. А кроме того, отменило обязательные ОТТС на ввозимые автомобили. Нельзя сказать, что это не дало эффекта. Как частные компании, так и официальные дилеры уже начали понемногу возить новые авто, купленные в других странах. И да, зачастую они оказываются дешевле, чем официально ввезенные. Остается ряд спорных вопросов по гарантии, но главная проблема другая – схема работает только для машин премиального класса.
Например, Toyota Land Cruiser 300 в России сегодня стоит 11-13 млн руб., а в ОАЭ новый автомобиль можно купить за 6-7 млн. Даже с учетом того, что пошлина составит около 2,5 млн руб., для продавца все равно выгодно везти такие машины. Но уже даже для седанов среднего класса типа Camry разница в цене не такая большая, чтобы окупить пошлину и доставку. Можно порадоваться, что граждане, которые могут позволить себе Toyota Land Cruiser 300, купят машину подешевле, но проблему наличия массовых доступных автомобилей это не решает.
Подержанные авто
Для машин на вторичном рынке расклады другие. Тут все упирается не только в пошлины, но и в утилизационный сбор. Плата в казну зависит не только от цены машины, но и от объема мотора и даже от того, кто машину импортирует – физическое или юридическое лицо. Во-первых, «физикам» ввоз машин в большинстве случаев обходится дешевле, чем «юрикам», что создает трудности при построении бизнеса по массовой торговле. Во-вторых, разумнее всего ввозить машины в возрасте от 3 до 5 лет с маленькими турбомоторами. Возраст удачный – в развитых странах такие авто списывают в утиль, а в России обычно все только начинается. А вот тип моторов не очень подходящий – в нашей стране любят более надежные объемные атмосферники.
Ввоз б/у машин за последние несколько месяцев реально ожил. По объему с большим отрывом лидирует Япония. Дальний Восток и так все время жил на правом руле, а тут еще послабление с «Эра-ГЛОНАСС» и ввозными документами. Пока «праворульки» оседают на Дальнем Востоке, но скоро будет налажен поток машин и в европейскую часть страны – это неплохой вариант по соотношению цена/качество, даже несмотря на все неудобства эксплуатации.
Среди любителей традиционного расположения баранки в лидерах неожиданно оказалась Южная Корея. Она, в отличие от Европы, никаких ограничений для россиян не вводила. Цены там повыше, чем на японском рынке, но все равно ниже, чем у нас, с логистикой тоже понятно. Появились даже отдельные компании, которые на заказ пригоняют машины из Кореи.
Правда, сильно сэкономить на корейских авто не получается. Трехлетняя Renault Arkana (в Корее она продается под брендом Samsung) стоит там около $12000 (примерно 750 тыс. руб.), но пошлина, доставка и гонорар посредника повышают сумму примерно до 1,3 млн руб. Экономия, по сравнению с российской машиной, составит не более 100 тыс. руб.
Еще одна популярная для ввоза страна – ОАЭ, но везти оттуда подержанными есть смысл только дорогие машины, иначе для самих перекупов овчинка не будет стоить выделки. Кроме того, машины для эмиратского рынка иногда имеют ряд особенностей, обусловленных местным климатом. Например, на них может не быть подогрева сидений или стоять слабая по производительности печка. В России это еще аукнется.
Ввоз б/у активизировался, и это хорошо. Чем больше машин будет на рынке, тем ниже окажутся цены из-за конкуренции.
Белоруссия
Какими бы ни были финансовые расклады, импорт машин сегодня – сложная задача, с которой частник может не справиться. Но исключение есть – Белоруссия. Поездка за машиной туда относительно несложная и позволяет немного сэкономить.
Профит есть при покупке как новых, так и подержанных авто. Это может показаться странным, ведь авторынок России и Белоруссии уже давно единое целое. Пошлины на растаможку импорта одинаковые, поставки новых машин идут с одних заводов. Казалось бы, разницы быть не должно. Но она есть.
Новые машины там стоят дешевле из-за отсутствия дилерских накруток. Если в России цена на официальном сайте марки и цена в салоне – это, как говорится, две большие разницы, то в Белоруссии дилеры практически не наживаются на допах, поэтому один и тот же автомобиль может стоить тысяч на 150-200 дешевле, чем в России. На вторичном рынке цены на большинство моделей ниже примерно на 20%. Тут сказывается близость к Европе и меньшее количество санкций. Тоже выгодно.
Однако с покупкой машины в Белоруссии не все так просто. Во-первых, ряд автосалонов принципиально не продают новые машины гражданам России, а схема с покупкой белорусом и перепродажей сложна и рискованна. Во-вторых, хоть машину при покупке в соседнем государстве и не нужно растаможивать, уплатить утилизационный сбор придется, а это, хоть и не самые большие, но доптраты. В-третьих, оплата в салонах осуществляется только в белорусских рублях, а их еще пойди поменяй. В реальных обменниках курс далек от официального, а рыночные котировки на корню убивают смысл затеи. Чтобы действительно получалось выгодно, нужно городить схему с оплатой картами «Мир».
В целом частный покупатель при покупке машины в Белоруссии может немного сэкономить, правда, придется ехать самому, собирать дополнительные документы для постановки на учет в России, готовить схемы оплаты. Для тех, кого такие трудности не пугают, вариант вполне рабочий.