Газета,
которая объединяет

Связанные одним «НитьЯ»

Театр из Екатеринбурга пригласил воронежцев к необычному диалогу о счастье
Рубрика: Культура№54 (2608) от
Автор: Ирина Лазарева
На спектаклях этого театра одни зрители могут пережить гамму чувств и восхититься мастерством труппы, а другие – уйти, не дожидаясь развязки. Театр «НитьЯ» из Екатеринбурга, побывавший в конце июля на гастролях в Воронеже, показал в ДК Железнодорожников четыре постановки о счастье.

О феномене нетипичного театра, братстве на сцене и технологии «визуального вакуума» «Берег» побеседовал с директором театра «НитьЯ» Дамиром Садреевым, актером Алексеем Швецовым, художником по свету и звуку и администратором труппы Степаном Сачевским.

Разговор
на простом языке

– Сценография ваших спектаклей лаконична и аскетична. Вы прибегаете к такой форме, чтобы не отвлекать зрителя от смысла текста, или это – два актера и два стула на сцене – намеренное противопоставление театру пышных форм?

Дамир: Мы не ищем контрастов, не противопоставляем себя другим. Просто нам доступнее такой театральный язык, и он гораздо целесообразнее для выражения идеи театра. Мы хотим провести диалог со зрителем так, чтобы все ключевые смыслы обсудить. При этом можем работать и в больших декорациях – и у каждого из нас был такой опыт, но внутри этого театра нам интересно поговорить простым языком на глубокие темы. Это не означает, что театр ограничен только такой формой. Мы раздумываем и над созданием шоу в пышной декорации.

Степан: Выпускаем системный продукт, работаем с драматургом, который пишет текст, осознавая, как актер будет его произносить. Это про интерперсональную трансляцию образа. Когда у зрителя наступает визуальный вакуум, его ум вынужден что-то рисовать. А что это будет, во многом зависит уже от мастерства исполнителя.

Алексей: Мы в течение двух часов не уходим со сцены (все спектакли театра «НитьЯ» поставлены на двоих – прим. авт.), и в этом для меня феномен нашего театра. Мы приглашаем зрителя на разговор, он становится соучастником процесса, он дополняет спектакль, а результат нашего обмена похож на результат медитации, личностного тренинга.

– Алексей, каково вам было адаптироваться в театре, в котором почти нет декораций, и все, на что вы можете опираться – лишь ваша актерская природа?

– До театра «НитьЯ» я играл два года в Челябинском молодежном театре, после перешел на новое место, где основным моим инструментом стал язык тела, пластика (Алексей продолжает работать цирковым артистом – прим. авт.). А тут меня поставили на сцену: «Давай, разговаривай два часа!» Конечно, я понимал специфику, мое знакомство с театром случилось девять лет назад. Для меня это определенно вызов, который сам себе бросил. Мне интересно преодолевать актерские трудности. К тому же в театре есть идея, которая мне близка, поэтому я готов терпеть некоторые неудобства ради этого. У меня случился экстремальный ввод в несколько спектаклей, это самопревосхождение в каком-то смысле. Признаюсь, было непросто, но через полгода пришло понимание, что мой потенциал вырос.

Мировоззренческая позиция

– Театр «НитьЯ» – театр для души (слоган). Что, по вашему мнению, не так с душой современного зрителя, и почему на нее надо воздействовать с помощью такого необычного театра, как ваш?

Дамир: На самом деле мы живем в счастливом мире, просто бывают сложные времена и кризисы, мы поддаемся этому настроению. Наша задача – напомнить, что жизнь наша изобильна, в ней куча возможностей. И если каждый день действовать с позиции уверенности того, что все хорошо, то и в будущем непременно так и будет. Это перестанет казаться иллюзией, сказкой или какими-то бреднями. Нам хочется, чтобы люди вспомнили, что это достижимо.

Степан: При этом мне не хочется, чтобы зрители или ваши читатели думали, что это утопия, наши инфантильные представления и взгляд на мир через розовые очки. Нет, это конкретная мировоззренческая позиция. Мы ее придерживаемся в спектаклях и в жизни. Быть счастливым – это выбор каждого человека.

Спектакли, которые мы привезли в Воронеж, объединены лейтмотивом «Я – счастье», а ведь я всегда у себя есть. Но мир так устроен, что обстоятельства все время уводят нас в состояния несчастья, нужды, потребности, которые ограничивают наши возможности. При этом, конечно, ничего сверхнового мы зрителю не несем, а просто показываем угол, под которым иначе можно посмотреть в закрытую дверь.

– Так если счастье возможно каждый день и быть счастливыми – ваш выбор, неужели не бывает ситуаций, способных вас расстроить?

Степан: Их полно! Но идея не в этом. В финальной сцене спектакля «Инопланетянцы» звучат слова: «Смеяться и плакать, радоваться и грустить». Важна интроспекция, сама способность воспринимать и принимать разные чувства. Очень часто в голове как будто есть шкала: депрессия – страдание – уныние – нормально – хорошо – супер – эйфория – счастье. Но нет, счастье находится в другой системе координат.

Авторское исследование

– Почему вы пришли в театр «НитьЯ» и вообще выбрали театр как профессию?

Дамир: Здесь нас всех объединяет приверженность общей идее. Ради этого мы гастролируем месяцами, и наши семьи нас подолгу не видят. Думаю, что для меня театр – судьбоносное. Был год, когда я пытался жить без театра, были сомнения, мое ли это. Но я снова тут.

Степан: Все мы вошли в уже существующий проект: театру десять лет, а нашему составу четыре года. Моя профессия никак не была связана с театром – у меня военная специальность; я просто однажды пришел, увидел «НитьЯ» и переосмыслил всю суть театрального искусства. До этого я бывал в театре только раза два в четвертом классе – мы организованно ходили на «Золотой ключик». Ничего тогда не понимал, а здесь все сложилось, и я смог что-то привнести. В начале спектаклей выхожу и разогреваю зал. Пятиминутка стендапа – мое привнесение; особенно когда зритель приходит в первый раз, то вот это время на плавное погружение имеет свой эффект. Но также есть ряд организаторских функций, которые замкнуты на мне – свет, звук, логистика гастролей. Когда с ребятами познакомился, у них сайта не было: сделал, потому что умею.

Благодаря тому что я в театре, утончаются вкусы и восприятие. Раньше слушал музыку и не чувствовал ее, а теперь понимаю, какую эмоцию автор переживал в этот самый момент.

– «Партнеры, которые чувствуют друг друга, добиваются идеальной игры и завоевывают сердца зрителей, причем этот контакт должен быть прямым – из души в душу» – так можно сформулировать один из принципов системы Станиславского. Называя себя «братством», вы закладываете те же смыслы, или это про что-то другое?

Дамир: Разумеется, мы опираемся на русскую драматическую школу, в том числе принципы системы Станиславского. При этом мы руководствуемся другими техниками, переданными нам от наших учителей, а также проводим собственное исследование театрального искусства. Мы работаем с воображением зрителя и полным отсутствием декораций на сцене. Это не нами придумано, но все же мы делаем это по-своему, добавляем к этому свою драматургию, и это уже превращается в то, что нас отличает.

Кстати

Гастроли театра «НитьЯ» расписаны по городам России до конца сентября.