Газета,
которая объединяет

То, чего нет

В России всерьез заговорили об отказе от Болонской системы в образовании. Коротко ее можно охарактеризовать так: создание единого учебного пространства между странами-участниками, взаимопризнание дипломов, трехступенчатая система обучения (бакалавриат, магистрат и аспирантура).

Больше всего вопросов, конечно же, вызывала трехступенчатая система. Бакалавриат – это как? Незаконченное высшее или колледж? Или все-таки высшее, но не очень высокое?

После начала спецоперации на Украине и введения санкций первые два пункта стали терять смысл. Российскую науку и образование европейские вузы и научно-исследовательские институты начали активно вытеснять из своей зоны, заявляют официальные лица. Кроме того, автоматического признания российских дипломов на Западе так и не произошло.

О том, какой будет новая вузовская система – повторит ли она старую советскую или будет создана новая, гибридная – никому до конца пока так и не понятно. И станет ли она лучше или хуже нынешней, покажет только время. Но одно очевидно: отмена Болонской системы может автоматически отменить ЕГЭ.

Один хороший учитель, жаль, что не мой, научил меня когда-то доказывать теоремы, не зазубривая доказательства – просто решая их как задачу. Этот метод позволяет использовать геометрию в жизненных ситуациях спустя десятки лет после окончания школы. Сдать таким образом экзамен тоже можно было с легкостью на пять, приводя в восхищение преподавателей. Но в ЕГЭ он не работает: ограниченное место для творчества там оставили разве что в «изложениях с элементами сочинения».

Мышление в рамках «выберите правильный ответ из предложенных» вряд ли способствует созданию межпланетной ракеты, лекарства от рака или альтернативного топлива. Потому что придумать то, чего нет – это не из Единого. Попомните мое слово: первый же выпуск без ЕГЭ породит не одного гениального изобретателя и ученого.