Газета,
которая объединяет

Легенда о добром сердце

На воронежской сцене воссоздали легендарный спектакль Валерия Вольховского
Рубрика: Культура№34 (2588) от
Автор: Ирина Лазарева
Вернулся на сцену спустя 33 года. С 14 мая в Воронежском театре кукол «Шут» снова играют «Легенду о добром сердце», поставленную в 1989 году маэстро Валерием Вольховским.

Близко к оригиналу

Режиссером восстановленной версии стала актриса, заслуженная артистка УССР Татьяна Сезоненко, сыгравшая главную роль в одном из первых составов. Реставрацией кукол для спектакля и сценографией занималась главный художник театра Елена Луценко. В постановке заняты два актерских состава: Владимир Руднев и Елена Симанович, Григорий Вахрушев и Дарья Сарычева.

– Это мой любимый спектакль, – призналась Татьяна Сезоненко. – Он поставлен в синтетическом жанре, ведь он и драматический, и кукольный, и непростой для артистов с технической точки зрения. Мне было сложно работать над спектаклем, ведь какие-то его решения вспоминались только на репетициях. Раньше мой фокус был на своей роли, а теперь нужно было смотреть со стороны, чтобы воссоздать работу максимально близкой к оригиналу.

Татьяна Сезоненко старалась восстановить то, как это было, как это видел Валерий Аркадьевич. А для него эта лирическая сказка с философским смыслом была не просто историей дружбы между пугалом Страшко и аистенком Айко – это был спектакль о взаимоотношениях мужчины и женщины.

– Женщина такая же хитрая, как лиса из спектакля, такая же игривая, как воробей, трогательная и нежная, как аистенок. Ведь все эти образы – это женщина! – добавила Сезоненко.

Спектакль «Легенда о добром сердце» идет в исполнении двух дуэтов, и каждый из них привносит в него свою уникальность. В дуэте Владимира Руднева и Елены Симанович больше экспрессии, тогда как Григорий Вахрушев и Дарья Сарычева запоминаются особенной трогательностью.

«Зашивать
и распарывать»

В восстановленном спектакле роли исполняют те же куклы, что и 33 года назад. Елене Луценко пришлось приложить немало усилий, чтобы образы этих персонажей не лишились прежней магии.

– Время очень сильно сказалось на куклах. Части пугала, лапы и хвост лисы, другие куклы были сделаны из поролона, который с годами потерял форму. Деформированный материал потребовал замены. Это был длительный процесс реставрации. Труднее всего было восстановить Страшко, потому что его лицо по текстуре похоже на скульптуру. Вместо поролона использовали холлофайбер. Пришлось несколько раз распарывать и зашивать, чтобы добиться максимальной схожести, – рассказала Елена Луценко. – Единственная кукла, которая сохранилась идеально – воробей. К нему я даже не прикоснулась!

Что касается сценографии, то тоже довелось восстанавливать ее практически с нуля: меняли картинки на задники, декорации красили, по-новому декорировали пуфики. Художник в театре кукол – это всегда продолжение режиссера, и успех к спектаклю приходит в том случае, если у них общее видение.

– Эта сказка родилась на одном дыхании. Мы были в Свердловске на творческой лаборатории. В перерыве сели с Валерием Аркадьевичем на лавочку в скверике, обсудили материал и пришли к выводу, что главное здесь – взаимоотношения. Это сказка о любом из нас, о каждом из нас. Так решили разложить спектакль на двух артистов, непременно на мужчину и женщину, – вспоминает художник.

Чтобы достоверно воссоздать кукол, Елена Луценко прочитывала тексты персонажей, как будто примеряя их обновленные образы на слова. Если их звучание не совпадало с внешним обликом, то, вероятно, что-то было не так. И она переделывала.

– Это могло зависеть от какой-то мелочи: формы бровей или приподнятости уголков рта. Я незаметно для зрителя проиграла всех персонажей, ведь у каждой куклы своя пластика, свой голос, свой образ. И только когда это совпадает, спектакль получается полностью, – объяснила художник.

По сюжету мальчишки ранили из рогатки маленького аистенка Айко, и он не может улететь в теплые края. По законам стаи он должен умереть. Его спасает забытое на поле пугало Страшко. Две одинокие души находят в заботе друг о друге смысл жизни, что помогает им преодолеть опасности. Но после суровой зимы они будут вынуждены расстаться.

В спектакле звучат стихи Арсения Тарковского, Алексея Толстого, Агнии Барто, Юлиана Тувима, Максима Ндебека, Иоганна Риста, Мусы Джалиля, Дмитрия Гулиа, а также музыка Вивальди и Альбинони. «Легенда о добром сердце» рассчитана на зрителей старше четырех лет.